Типографика в графическом дизайне

Терминология

Мы часто используем слово “шрифт” в разных ситуациях. Давайте по порядку, есть шрифт, а есть гарнитура.


Гарнитура (Typeface) — это набор шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют общий характер рисунка. Например, Arial , Gotham, Merriweather — это все разные гарнитуры.

Шрифт (Font) — это определенное начертание в рамках гарнитуры, а также соответствующий файл. Arial Regular, Gotham Bold, Merriweather Bold — это шрифты разных гарнитур.

Семейство шрифтов (Font Family) — это набор начертаний в рамках одной гарнитуры. В рамках гарнитуры Arial есть целое семейство шрифтов — Arial Regular, Arial Bold, Arial Italic и т.д.

Итак, гарнитурой называют общий характер, шрифтом — одно из начертаний и собственно шрифтовой файл, а когда говорят о семействе шрифтов, подразумевают совокупность начертаний, т.е. гарнитуру, у которой не одно начертание, можно называть семейством.

На практике, когда вы говорите о шрифтах в широком смысле слова, акцентировать внимание на том, что вы имеете в виду “гарнитуры”, нет особой необходимости, контекста достаточно. Но когда вы обсуждаете макет, слово “шрифт” лучше не использовать, чтобы не вводить коллег в заблуждение

Рекомендую либо оперировать понятием “гарнитура”, когда имеете в в виду Arial/Helvetica, либо понятием “начертание”, когда подразумеваете Regular/Bold.

Перейдем к составляющей шрифта, букве. Ее тоже можно назвать по-разному: буква, графема, глиф — есть ли здесь критическая разница?

Буква — это графический знак как часть алфавита, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков, фонем и их типичных комбинаций.

Графема — более общее понятие. Графема представлена буквой если письменность строится на алфавите, или иероглифом в неалфавитных системах письма. Говоря о графеме, мы абстрагируемся от стиля и характера отдельных гарнитур, а имеем в виду сугубо то, чем фундаментально графема “А” отличается от графемы “Б”, как знак. Т.е. вы никогда не спутаете графему буквы “А” с графемой буквы “Б”.

Собственно шрифт состоит из глифов — векторных форм каждой буквы или символа. Например, Open Sans, один из самых популярных веб-шрифтов, содержит 897 глифов, включая латинские, греческие и кириллические символы.

Одна и та же графема может иметь несколько глифов как ее графических воплощений, которые могут отличаться как функционально (строчные, капительные, прописные, курсивные), так и даже просто по форме (альтернативные).

Итак, теперь вы знаете разницу между шрифтом, гарнитурой и семейством, а также графемой, буквой и глифом, а значит в разговоре с профессионалами не ударите в грязь лицом.

Уже горжусь вами. Двигаемся дальше.


Обратимся к букве, из каких элементов она состоит и как их грамотно называть.

С засечками (Serif)

• Определяющая особенность: расширения в конце штрихов символов

• Основное применение: печать

• Классические примеры: Bodoni, Caslon, Trajan, Eames Century Modern

У классического шрифта есть засечки – элементы, которые находятся на концах штрихов, составляющих буквы.

Шрифты с засечками имеют расширения в конце штрихов символов

Хотя засечки наводят на мысль о штрихах, соединяющих рукописный почерк, на самом деле они восходят к выгравированным буквам римского периода. Таким образом, засечки неразрывно связаны с самим латинским алфавитом.

Шрифты с засечками имеют свои корни в римских надписях

Наборщики и типографы со временем обнаружили, что хорошо продуманный шрифт с засечками может иметь большое значение для удобочитаемости и экономии пространства. Засечки помогают глазу переходить от одного символа к другому, от одного слога к другому, придавая печатным словам мгновенно узнаваемую форму.

Они считаются превосходными для написания текста в книгах и журналах. Сложнее был переход на цифровой формат, где разборчивость засечек зависит от качества дисплея.

Не все засечки кажутся классическими — монотипия Rockwell одновременно сильна и несентиментальна

Наряду с X-высотой, пропорциями, контрастностью (толщиной вертикальных и горизонтальных штрихов), засечки предлагают типографам фантастический способ придать своим творениям… характер. Рапиро-тонкие засечки Bodoni, особенность которых нравится многим дизайнерам. Засечки Copperplate являются острыми, короткими и отличительными, в то время как Rockwell – это архетипическая засечка плита, в которой очень мало контраста между толщиной засечек и основными штрихами.


Помимо Bodoni, классика включает в себя шрифт 18-го века Caslon; Trajan, который берет вдохновение непосредственно от римских буквенных сокращений; и Eames Century Modern для дизайна 20-го века — информированное чувство.

Выравнивание текста

Выключка — это способ выравнивания текста. Есть 4 вида выключки: слева, справа, по центру и по ширине.

В вебе принято выравнивать текст по левому краю, потому что это привычно, и текст так легко считывается.

По правому краю выравнивают в редких случаях, например, цифры в таблицах. Это помогает соблюсти разрядность и визуально отделить определения от значений без дополнительных визуальных инструментов.

Пример уместного использования выключки по правому краю в трех столбцах справа

Выравнивание по центру используют для одноколоночных сайтов со спокойной композицией и ровным построением.

Выключка по ширине — это газетный стиль. Так верстают и книги, но для их верстки есть верстальщик, который трудится, чтобы сделать это качественно и гармонично, без разрывов между символами.

Размер символов шрифта

Если гарнитура (проще говоря, имя шрифта) является первым параметром шрифтов, то вторым параметром является размер символов шрифта.

Можно встретить еще такое название – кегль шрифта (кегель шрифта). Это то же самое, что и размер шрифта.

Зачем нужны разные размеры шрифта? Обычно заголовки печатаются крупнее, чем основной текст документа

Таким образом, к заголовкам привлекается внимание, что облегчает чтение документа при первом же взгляде на страницу. Текст в сносках и примечаниях набирается мельче, чем текст основного текста документа, что подчеркивает второстепенность представленной там информации

Как задается размер шрифта (или кегель шрифта)? Обычно пользователи выбирают размер шрифта – 8, 10, 12, 14 и т.д. Здесь цифры означают размер символов шрифта по вертикали в типографских пунктах между вершиной самого высокого символа и нижней точкой самого низкого (см. рисунок).

Слово «пункт» произошло от немецкого слова «punkt» и переводится как «точка». Для тех, кто любит цифры, сообщаю, что один пункт равен 1/72 дюйма, то есть 0,3528 миллиметра. Соответственно, для того, чтобы 8 пунктов перевести в миллиметры, надо 8 умножить на 0,3528. В результате получится, что 8 пунктов – это 2,8224 миллиметра.

Garamond

Разработан: Клодом Гарамоном

Стиль шрифта: антиква старого стиля

История создания: Один из самых старых шрифтов, который используется до сих пор. Датой возникновения считается примерно 1530 г. Время политических и социальных беспорядков во Франции. Это была эпоха, которой были необходимы новые шрифты, чтобы сформулировать новые идеи. Позже, после смерти Гарамона, шрифт был приобретен французско-немецкой шрифтолитейной компанией, и начал использоваться как шрифт в 20-м веке.


Где вы могли его видеть: В основном используется для печати. До сих пор один из самых популярных шрифтов во французском книгоиздании. Логотип Abercrombie & Fitch. Якобы считалось, что этот шрифт мог сохранить США $ 400 млн. из-за его более тонких штрихов (предупреждение: это был просчет).

Курсивные шрифты

Хотя с исторической точки зрения курсивные шрифты заслуживают выделения в отдельную категорию, шрифтовики не рассматривают их как отдельный класс. Причина в том, что курсив стал скорее стилевой вариацией, чем самостоятельным шрифтом. Почти каждый шрифт имеет свою курсивную вариацию.

Для некоторых шрифтов курсив в точности копирует прямое начертание, но с наклоном. В других шрифтах курсивное начертание настолько отличается от прямого, что фактически требуют совершенно отдельного дизайна. Большинство дизайнеров предпочитают курсивы, отличающиеся по дизайну от прямого начертания, поскольку они больше подходят для создания контраста. Изначально курсив был убористее, чем прямое начертание, но сегодня в некоторых шрифтах курсив на самом деле шире. Дизайн курсива создает впечатление некоей спешки, и читать его труднее, чем прямое начертание. Обычно курсив используют для оформления заголовков, для выделений в шрифте основного текста иностранной фразеологии, названий изданий, пьес, кораблей и т.д. Чтение колонок, заполненных сплошным курсивом, быстро утомляет, даже отдельные абзацы, набранные курсивом, читаются нелегко. А когда глаза вновь возвращаются к прямому начертанию, возникает оптическая иллюзия, что читаемый шрифт наклонен влево. При использовании курсивного начертания следует убедиться, что в данном шрифтовом наборе присутствует специально разработанный курсив. Курсивное начертание, полученное средствами операционной системы из прямого начертания, не всегда отвечает требованиям эстетики; к тому же выводное устройство может неправильно его обработать.

Удобочитаемость и используемый шрифт

Скорость восприятия отдельных знаков и текста в целом при чтении определяет удобочитаемость шрифта.

Удобочитаемость зависит практически от всех параметров шрифта: гарнитуры, кегля и начертания; от параметров набора: формата строк и интерлиньяжа; а также от квалификации читателя.

Например, текст, набранный шрифтом крупного кегля Рубленой и Обыкновенной гарнитур, при побуквенном и послоговом чтении будет обладать высокой удобочитаемостью, однако при пословном чтении и уменьшении кегля шрифта удобочитаемость этих гарнитур снижается из-за сходства начертания ряда букв (с, е; з, в; н, и, к).

Шрифт же литературной гарнитуры обладает хорошей удобочитаемостью во всех кеглях. Для подготовленного читателя лучшей удобочитаемостью характеризуется шрифт прямого нормального светлого начертания, гарнитур: Банниковской, Новой газетной, Журнальной и Школьной.

Использование шрифта большого кегля и большой ширины улучшает удобочитаемость, поэтому нежелательно с целью увеличения ёмкости набора увлекаться уменьшением ширины литер. Шрифты с более широким очком одного и того же кегля имеют лучшую удобочитаемость, например шрифт Кудряшевской словарной гарнитуры (разработанный специально для издания БСЭ) кг. 8 п., обладает примерно такой же удобочитаемостью как шрифт Академической гарнитуры кг. 10 п.

Соотношение ширины и высоты очка букв также влияет на удобочитаемость. Оптимальное соотношение 3/4.

Увеличение интерлиньяжа улучшает удобочитаемость, но уменьшает ёмкость полосы набора (то есть число знаков на полосе).

Размер междусловных пробелов также влияет на удобочитаемость, рекомендуемая величина междусловного пробела от 1/2 до 3/4 кегля шрифта. На удобочитаемость влияет также соотношение кегля шрифта и формата строк. Например, при наборе текста шрифтом кг. 16 п. наиболее удобочитаема строка форматом от 7,5 кв. и более; при наборе текста шрифтом кг. 10 п. удобнее читать строку форматом 4—6,5 кв., а при наборе кг. 8 п. — 3—4 кв. Поэтому в газете форматы строк наименьшие, а в книгах для детей, набранных крупным шрифтом, наибольшие.

Для проверки удобочитаемости шрифта используются панграммы.

Панграмма

Основная статья: Панграмма

Панграмма (c греч. «каждая буква»), или разнобуквица — текст, использующий все или почти все буквы алфавита. Панграммы используются для демонстрации шрифтов, проверки передачи текста по линиям связи, тестирования печатающих устройств и т. п.

Без «ъ»:

  • Друг мой эльф! Яшке б свёз птиц южных чащ!
  • В чащах юга жил бы цитрус? Да, но фальшивый экземпляр!

Каждая буква использована по одному разу:

  • Любя, съешь щипцы, — вздохнёт мэр, — кайф жгуч.
  • Шеф взъярён тчк щипцы с эхом гудбай Жюль.
  • Эй, жлоб! Где туз? Прячь юных съёмщиц в шкаф.
  • Экс-граф? Плюш изъят. Бьём чуждый цен хвощ!
  • Эх, чужак! Общий съём цен шляп (юфть) — вдрызг!

Некоторые буквы употреблены более одного раза:

  • Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю — эта фраза используется в панели управления Windows при предварительном просмотре шрифтов (содержит все буквы русского алфавита, кроме «ж»).
  • Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю — эта легкозапоминающаяся панграмма содержит все буквы русского алфавита.

На английском языке:

The quick brown fox jumps over the lazy dog

На базе латиницы

Такие печатные, рукописные шрифты пользуются спросом во всем мире, ведь именно английский, построенный на латинице, стал языком международного общения. Кроме универсальных английских символов, хороший шрифт включает в себя специальные символы и знаки. Это делает возможным применение одного систематизированного набора правил для отражения букв и знаков к текстам на самых разных языках. Так, французский и немецкий исключительно похожи внешне на английский, отличаются лишь умляутами и некоторыми другими специфическими символами.

Использование кириллических и русских шрифтов позволяет в типографическом процессе качественно отображать на печати (и на виртуальных страничках в интернете) самые разные материалы в эстетически приятном виде. Некоторые народности, прежде также проживавшие на территории СССР, традиционно пользуются латиницей. Как видно из практики, наиболее универсальными в нашей стране являются шрифты, в равной степени содержащие правила для начертания и кириллицы, и латиницы.

Типографская система мер

Система измерения шрифта. Не совпадает с метрической системой и использует в качестве единицы измерения пункт (point). Разработана в 1737 году Пьером Фурнье (Pierre Simon Fournier). В конце XVIII в. усовершенствована Фирменом Дидо (Firmin Didot). В 1878 году ещё раз исправлена Нельсоном Хоуксом (Nelson Hawks) и в этом виде принята в Англии и Америке. Сейчас применяются две системы измерений, различающиеся размером пункта: система Дидо (Didot point system), где 1 пункт равен 0,3759 мм, и англо-американская система (Anglo-American point system), где 1 пункт равен 0,3514 мм. В Европе и в России традиционно используется система Дидо, но в компьютерном наборе в основном по умолчанию применяется англо-американская система. Во многих компьютерных верстальных программах пункт определяется для простоты как 1/72 дюйма (0,3528 мм). В профессиональных издательских пакетах существует возможность выбора системы измерений (метрической, дюймовой, Дидо или англо-американской).

В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений. Эта система была разработана в 1785 г. французом Дидо, поэтому и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время её разработки ещё не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, это было проблематично, поскольку наименьшая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.

Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 п.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащее 12 п., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 п.

1 п. = 1/2660 м = 0,3759 мм ≈ 0,376 мм; 1 циц. = 4,512 мм ≈ 4,5 мм; 1 кв. = 18,048 мм ≈ 18 мм.

При компьютерном наборе используется англо-американский типографский пункт (point), равный 0,3528 мм. Для перевода англо-американской системы измерений в типографскую пользуются соотношением: 1 points=0,9348 п.; 1 п.=1,0697 points. Более крупная единица 1 пика (pica) равна 12 п. (≈4,22 мм).

Единицы типографской системы мер, применяемые для обозначения кегля. В типографской практике размеры шрифта по кеглю обозначают числом пунктов или соответствующей единицей типографской системы мер, содержащей данное число пунктов. При наборе текстов, таблиц, формул наиболее широко применяют шрифты следующих кеглей: Цицеро — кегль 12 п. (Именно шрифтом этого размера (цицеро) некогда впервые были набраны знаменитые речи Цицерона, и он рекомендован как один из наиболее удобочитаемых.) Корпус — кегль 10 п. Боргес (гражданский) — кегль 9 п. Петит (маленький) — кегль 8 п. Нонпарель (несравненный) — кегль 6 п.

Значительно реже (лишь в специальных видах изданий или для заголовков) применяют следующие шрифты (по кеглю): Бриллиант (четверть цицеро) — кегль 3 п. Диамант (полупетит) — кегль 4 п. Перл (жемчуг) — кегль 5 п. Миньон (любимый) — кегль 7 п. Миттель (средний) — кегль 14 п. Терция (одна треть квадрата) — кегль 16 п. Текст — кегль 20 п.

Шрифтом этого размера (текст) был набран текст библии Гутенберга, одной из первых печатных книг.

Специальный случай

Как изменить шрифт на особенный? Если речь идет о пользовании компьютером, то сделать это довольно просто – нужно лишь выделить необходимый фрагмент и выбрать из выпадающего списка в текстовом редакторе желаемый вариант. При его отсутствии придется сначала установить такое правило начертания – запустить его при помощи встроенной в операционную систему программы. Особый шрифт – это такой, в который включены разнообразные знаки, графемы.

Даже рукописные шрифты могут быть особыми, если предполагается прорисовка каких-либо специфических символов, характерных небольшой языковой семье. Классический пример – арабский. Многие символы и вовсе встречаются только в одном языке, под который приходится разрабатывать новый шрифт. Таким будет греческий. Также регулярно создают уникальные шрифты, где буквы, цифры и знаки препинания кодируются загадочными символами или картинками.

Что такое типографика

Типографика — это оформление наборного текста. Его располагают на бумаге или экране, настраивают отступы и интервалы, подбирают шрифт. Хорошо проработанный материал смотрится лаконично и приятно. Легко читается, ощущается гармония.

Typography Playbook by Nguyen Le

До появления компьютеров правила типографики использовали для создания макетов книг, газет и плакатов. Теперь их применяют для удобного отображения информации на дисплее — в программах и на сайтах.

Правила типографики учитывают параметры шрифта, размеры текста, его расположение. Чтобы хорошо оформить текст, нужно знать, какие шрифты использовать на сайте, что такое начертание, каковы пропорции между основным текстом и заголовком.

Группы стандартных шрифтов

Шрифты по характеру их графического построения (контрастность, размер и форма засечек) разделены на шесть основных групп:

— рубленые шрифты — малоконтрастные, не имеющие засечек;

— шрифты с едва наметившимися засечками — среднеконтрастные, с несколько утолщенными концами вертикальных штрихов;

— медиевальные — с умеренной контрастностью и небольшими засечками, близкими по форме к треугольнику; оси округлых букв с небольшим наклоном;

— обыкновенные шрифты — с контрастными штрихами и тонкими длинными засечками, соединяющимися с вертикальными штрихами под прямым углом; оси округлых букв вертикальны;

— брусковые шрифты — малоконтрастные, с длинными утолщенными засечками в форме брусков, соединенными с основными штрихами под прямым углом с едва заметными закруглениями;

— новые малоконтрастные шрифты — с длинными утолщенными засечками, имеющими закругленные концы и соединенными с основными штрихами под прямым углом с небольшими закруглениями.

Шрифты, рисунок которых сильно отличается от рисунка перечисленных групп шрифтов, объединяются в дополнительную группу.

Красивые шрифты для сайта

Как известно HTML документ передает на компьютер пользователя текст, но не его графическое изображение. Для управления внешним видом используют стили, которые описывают название шрифта, его размер, толщину и т.п. Именно поэтому мы и говорили выше о безопасных шрифтах.

И чтобы использовать альтернативные красивые шрифты, нам нужно подсунуть пользователю шрифт необходимый для отображения вашего сайта. То есть, чтобы пользователь увидел ваш сайт таким, как вы его задумали, необходимо, чтобы компьютер пользователя автоматически загрузил необходимый нестандартный шрифт.

Шрифты гугл для сайта

Для начала разберемся где брать шрифты для сайта. Сайтов со шрифтами много. Есть как платные, так и бесплатные. Но я рекомендую начать с бесплатных от Google. Для этого необходимо посетить соответствующую страницу http://google.com/fonts/. Ресурс на английском языке, но интерфейс простой и разобраться не сложно.

Если ваш сайт на русском языке, то нужно отфильтровать шрифты с кириллицей. Делается это в левой части экрана.

Как использовать google шрифты и добавить их на сайт

Понравившийся шрифт необходимо подключить к вашему сайту. Для того чтобы браузер посетителя знал какой шрифт вы используете и где его взять. Есть несколько способов, я использую следующий вариант. К примеру, для шрифта Amiro в начале CSS файла стилей вашего сайта делаем следующую запись:

@import url(http://fonts.googleapis.com/css?family=Arimo&subset=latin,cyrillic);

А в свойствах элемента, который вы хотите отобразить этим шрифтом (пусть это будут все заголовки H1, H2, H3, H4, H5, H6), пишете следующее:

h1, h2, h3, h4, h5, h6 {
font-family: 'Arimo', sans-serif;
}

Если не разобрались, то просмотрите оригинальную документацию по использованию шрифтов от Гугла — https://developers.google.com/fonts/docs/getting_started

Если не отображается шрифт на сайте

Если уверены, что все сделали без ошибок, а шрифт на сайте не отображается, то в первую очередь находясь в браузере нажмите одновременно две клавиши + . Это заставит ваш браузер заново перечитать ваш сайт, а не брать данные из сохраненного кеша.

Классификация шрифтов

Сегодня существует множество способов классифицировать шрифты

Если вы решили сгруппировать шрифты по историческому признаку, придется учитывать такие факторы, как возраст шрифта, национальные и культурные особенности страны, в которой он был разработан, и т.п.; если по утилитарному, то принимаемые во внимание факторы, разумеется, будут иными

Шрифт, имеющий маленький кегль (до 14 пунктов), является шрифтом основного текста, шрифт большого кегля (14 пунктов и более) — выделительным. Однако большинство шрифтов имеют размер кегля как для основного текста, так и для выделительного шрифта. В то же время есть шрифты с кеглем только для основного текста или только с кеглем выделительного шрифта. В шрифтах, разработанных для обеих категорий, при уменьшении кегля начинают проявляться незначительные изменения. Например, внутреннее пространство петли буквы «е» должно быть пропорционально больше при малом кегле. В противном случае это пространство будет полностью залито краской.

Шрифты основного текста делятся на книжные (большинство обычных шрифтов, используемых для журналов и книг) и газетные. Газетные шрифты были разработаны специально для быстрого, относительно недорогого печатания текста с маленьким кеглем на газетной бумаге. Газетные шрифты, как правило, жирные, с большой высотой строчных букв без выносных элементов и обычно не выпускаются с размером кегля выделительного шрифта.

Несмотря на то что классификации шрифтов в разных странах различаются, существует все же общая классификация, которой придерживаются или, по крайней мере, стараются придерживаться большинство издателей. Согласно ей все шрифты делятся на несколько больших групп, иногда называемых «родами» или «семействами»:

  • Романские шрифты (антиква)

    Шрифты этой группы характеризуются двумя особенностями. Во-первых, все символы таких шрифтов имеют сочетание толстых и тонких штрихов, а во-вторых у этих шрифтов существуют засечки. Шрифт, у которого разница в толщине штрихов символа минимальна, а засечки сливаются со штрихами, относят к «старому стилю». Шрифт, у которого такая разница очевидна и засечки не сливаются со штрихами, а как бы прикреплены к ним, относят к «модерну». Промежуточный между этими двумя стиль называют «переходным».

  • Рубленые шрифты

    Шрифты без засечек появились в начале XIX века, а в 20-е годы XX столетия они получили второе рождение. Штрихи в этих шрифтах, как правило, одной и той же толщины и не имеют засечек. Современные рубленые шрифты с небольшой разницей в толщине штрихов называются «готическими» или «гротесками».

  • Шрифт с прямоугольными засечками (египетский шрифт)

    Шрифты с прямоугольными засечками впервые появились в Англии в те времена, когда вся страна была очарована египетской культурой, и название «египетский» было дано этим шрифтам только по этой причине. Впоследствии многие шрифты с прямыми засечками получили имена египетских городов. Шрифты этой группы имеют более толстые, чем у рубленых шрифтов, штрихи символов, а засечкам свойственна квадратная или прямоугольная форма. Пожалуй, самыми красивыми из шрифтов с прямоугольными засечками являются шрифты Clarendon, которые были разработаны на основе антикв.

  • Орнаментированные шрифты

    В эту категорию объединены шрифты, не попадающие по своим признакам ни в одну из вышеперечисленных групп. Сюда относятся такие шрифты, как староанглийский (Old English), рукописные шрифты (шрифты, напоминающие почерк), символьные шрифты, специальные шрифты, имеющие художественные элементы, и т.д.

Каждая из этих групп делится на сотни подгрупп, называемых гарнитурами. Например, группа рубленых шрифтов включает в себя такие гарнитуры, как Franklin Gothic, Futura, Helvetica, News Gothic, Record Gothic, Spartan, Tempo, Trade Gothic, Standard и Universe. Названия шрифтов, входящих в каждую гарнитуру, обычно состоят из названия гарнитуры и весового и/или размерного комплекта шрифта. Например, в гарнитуру Futura входят шрифты Futura-Condensed-Bold, Futura-Condensed-Italic, Futura-CondensedLight-Normal, Futura-Thin и т.п.

Иногда бывает очень трудно, а в некоторых случаях практически невозможно отличить одну гарнитуру от другой (например, гарнитуру Granjon от Janson). Так же дело обстоит и с шрифтами, входящими в одну гарнитуру. Большинство гарнитур имеют весовой комплект шрифта — светлый (light), нормальный (regular), полужирный (bold), жирный (ultrabold) и др.), а также размерный комплект шрифта — нормальный (regular), широкий (expanded), узкий (condensed) и др.


С этим читают