Что должен уметь верстальщик в 2020 году

Правила верстки сложных видов текста

  1. Заверстывают стихотворения обычно по центральной оси полосы набора.
  2.  Внутри прозаического текста стихотворный текст обычно отбивают в пределах одной строки основного шрифта (выравнивая до целого числа строк основного шрифта).
  3.  Строфы стихотворения: • а) не отбиваются, если строфа без втяжки чередуется со строфой, набранной со втяжкой; • б) отбиваются на кегль шрифта стихотворения при наборе их от одной линии набора с увеличением отбивки до полутора кеглей или уменьшением до половины кегля при технической необходимости; • в) разрешается переносить при условии, что на первой полосе останется не менее двух строк.
  4.  Цифры или звездочки между строфами стихотворения отбивают сверху больше, чем снизу, в пределах одной строки, если строфы не отбиты пробелом, и в пределах двух строк, если строфы, кроме того, отбиты пробелом.
  5.  При переносе части стихотворения на другую полосу на первой полосе должно остаться не менее двух строк. Текст драматического произведения.
  6.  Запрещается: • а) заканчивать полосу строкой с именем действующего лица или строкой с именем действующего лица и ремаркой без речи этого действующего лица (в последнем случае надо подверстать к ремарке не менее двух строк текста речи действующего лица); • б) начинать полосу ремаркой, находящейся среди речи действующего лица (ремарку надо подверстывать внизу предшествующей полосы или прикрывать сверху строками речи действующего лица).
  7.  Отбивают:  • а) имена действующих лиц, заверстанные в красную строку отдельными строками, от текста их речи так же, как и рубрики, чтобы пробел сверху был раза в полтора больше пробела снизу и чтобы строка с пробелами была кратной по высоте кеглю основного шрифта; • б) имена действующих лиц, выключенные в левый край, от текста их реплик не отбивают; • в) при наборе имен действующих лиц в подбор с текстом реплик последние не отбивают друг от друга; • г) ремарки, помещаемые среди реплик отдельными строками, от текста реплик отбивают по 2–4 п. (одинаково) сверху и снизу.
  8. Отбиваются: • а) таблица от текста в пределах одной строки кегля шрифта основного текста (с выравниванием по высоте до целого числа строк основного текста); • б) тематический заголовок от текста пробелом большим, чем пробел между заголовком и таблицей.
  9.  Завёрстываются таблицы и выводы: • а) непосредственно после строк текста, где на них сделана ссылка. Примечание. Разрешается заверстать таблицу на следующей полосе, если нет технической возможности заверстать ее на той же полосе, где сделана на нее ссылка, а распашную таблицу—на следующем развороте; • б) поперечные таблицы—на четных страницах заголовком в наружное поле, на нечетных заголовком в корешок; • в) распашные таблицы (и продольные и поперечные) — на развороте.
  10.  При подверстке к распашным таблицам строк текста последние выключают на четной полосе влево, на нечетной — вправо; так же выключают примечания к ним. Текст с формулами.
  11.  Отбивают: • а) формулу от текста сверху и снизу вместе примерно на кегль шрифта основного текста с учетом пробела, если предшествующая строка не перекрывает формулу, и так, чтобы формула с пробелами занимала целое число строк основного текста; • б) формулу от формулы на 2–4 п.
  12.  Не разрешается: • а) начинать однострочной формулой новую полосу—над формулой должна быть хотя бы одна строка текста (но не концевая строка абзаца). Примечание 1. Начинать новую полосу формулой разрешается только в том случае, если по техническим причинам нельзя заверстать текст в начале полосы (отсутствие текста, перенос формулы). Примечание 2. При короткой верхней строке основного текста формула может быть врезана в эту строку на 2–4 п., если по техническим причинам нельзя избежать иного начала полосы; • б) переносить формулу с нечетной полосы на четную (допустимо только в исключительных случаях); • в) разрывать переносом с полосы на полосу двух- и трехстрочную формулу.
  13.  Формулу из четырех строк делят при переносе пополам.

История развития верстки веб-страниц

Тим Бернерс-Ли, работая в Европейском институте физики частиц придумал язык, который концентрировался не на средствах оформления, а на логике разметки текста. Некоторое время страницы оформлялись в так называемом «академическом дизайне», например, lib.ru.

С появлением браузера Netscape ситуация изменилась. Разработчики да браузера внедряли нестандартные для html теги, призванные улучшить внешний вид документа. Браузер был настолько распространённым, что нестандартные теги не вызывали беспокойств: нет смысла беспокоиться о том, что другие браузеры не поддерживают эти теги, когда только 10 % посетителей пользуется другими браузерами. Сайты перестали разрабатываться в «академическом» стиле. Над дизайном стали задумываться, а значит, потребовалась более сложная верстка.

С середины 1990-х MS Internet Explorer захватывал всё большую часть потребителей. Подходы разработчиков браузеров различались, отличался и набор поддерживаемых технологий. Всё это лишь добавляло неудобств для разработчиков сайтов — увеличивая время разработки сайта.

Во время борьбы за рынок на смену устаревающим и плохо поддерживающим стандарты Netscape 4 и Internet Explorer 4 (IE 4) пришли пятые версии браузеров. IE 5 должна была не просто исправить ошибки предшественника, а улучшить поддержку стандартов CSS. На этот шаг Майкрософт была обречена хотя бы потому, что вошла в группу W3C. В процессе разработки разница в отображении сайтов стала настолько значительной (а часть сайтов вовсе не работали), что разработчикам пришлось создать специальный «режим совместимости». В таком режиме браузер работал «по старинке». Для того, чтобы использовать режим поддержки стандартов необходимо было в html-код добавить элемент <!DOCTYPE>. Идея с режимом совместимости позднее перешла в остальные браузеры (например, Mozilla, Safari, Opera и т. д.). С развитием технологий разновидностей doctype оказалось слишком много, только к пятой версии html W3C предложили использовать короткую запись унифицировав стандарт.

Через некоторое время работать блоками стало слишком неудобно, так как поддержки CSS у браузеров фактически не было, приходилось вставлять стили прямо в блоки, что усложняло разработку. В это время для разработки стали применяться таблицы с невидимой границей, где многие стили не требовались — они были по умолчанию.

В 1998 году появляется спецификация Cascading Style Sheets Level 2 (CSS2), а потом и CSS2.1, что позволило выносить код оформления блоков в отдельные файлы и использовать на всех страницах сайта и даже кэшировать этот файл, а значит ускорять загрузку страниц. Развитие этой технологии и поддержка со стороны браузеров привела к использованию блочной вёрстки, вместо таблиц.

Как размещать стихотворения в верстке

В этой статье мы поможем детально разобраться в организации верстки текста любого формата. Например, если перед вами стоит задача сверстать стихотворение, то нужно знать, что поэтический текст, помещаемый внутри основного текста или на отдельных полосах, должен верстаться таким образом, чтобы стихотворная полоса или какая-либо ее часть в итоге разместилась на середине страницы.


При этом не забывайте, что стихотворение должно быть сверстано как дополнительный текст, то есть иметь отбивку от главного текста в пределах не более одной строки.

Если при верстке текста книжкой в Word приходится переносить часть стихотворного текста на другую полосу, то на предыдущей нужно оставить не менее двух строк. В идеальном варианте при переносе стихотворения оно должно разбиваться по парам стихов.


Если строфы поэтического текста набираются в порядке чередования без использования втяжек, то их не следует отбивать друг от друга.

А вот если стихотворение верстается на развороте, то оно должно быть оформлено и отбито единообразно. В наши дни в качестве программы верстки текста книжкой можно применять одну из уже перечисленных, а можно воспользоваться классическим текстовым редактором Word, который есть, пожалуй, на компьютере практически каждого пользователя.

Верстальщик

Вёрсткой веб-страниц занимаются верстальщики. В общем случае в задачу верстальщика входят:

  • создание кода веб-страницы с помощью соответствующего языка разметки. Таковыми могут быть, например, HTML, XHTML, XML.
  • оформление ранее созданного кода страницы с помощью встроенных средств языка разметки, либо же с помощью каскадных таблиц стилей CSS

Инструменты верстальщика

Верстальщик использует следующее ПО:

  • текстовый редактор или редактор HTML для написания и редактирования кода
  • графическая программа для так называемой «нарезки» графического макета, полученного верстальщиком от веб-дизайнера

А также иногда прибегает к помощи:

  • WYSIWYG редакторов, в которых пользователь располагает все элементы, которые должны были быть получены с помощью HTML, используя графический интерфейс пользователя. После чего программа преобразует визуальное представление в HTML код. В данном случае автору не обязательно обладать исчерпывающим знанием HTML.
  • программы автоматической верстки сайтов, которые извлекают слои с изображениями и текстом из дизайн-макета, созданного в графическом редакторе Adobe Photoshop или ему подобном и формируют из этих слоёв HTML код. Таким образом создается базовый каркас веб страницы, готовый к последующей доработке.

Использование WYSIWYG редакторов и программ автоматической верстки часто осуждается из-за низкого качества получаемого кода. Тем не менее, зачастую для пользователей их использование удобнее ручного кодирования, а также не требуют глубокого знания HTML, и поэтому широко используются.

Разметка страницы

По принципам использования средств разметки HTML различают логическую разметку и презентационную (физическую).

Например, курсивный текст можно получить как с помощью тега <i>, так и с помощью тега <em>.

В первом случае курсив задаётся явным образом, а во втором на текст производится логическое ударение, которое обычно отображается курсивом.

Иными словами, при первом подходе ориентируются на внешний вид, а во втором — на логическое предназначение.

Преимуществом второго подхода является независимость вёрстки от используемого типа устройств и дизайна веб-страниц.

Если придерживаться логической разметки, то можно использовать один и тот же вариант вёрстки для экрана, печати и мобильных устройств, регулируя внешний вид с помощью отдельных файлов стилей.

Драматический текст


Особые правила верстки текста в Word следует соблюдать, если вы собрались публиковать драматическое произведение

В этом случае необходимо обратить самое пристальное внимание на некоторые специфические, но при этом очень важные требования. Например, имена и фамилии действующих лиц необходимо набирать отдельными строками, отбивая от основного текста наподобие рубрик

При этом размер строки, на которой размещаются имена персонажей, должен быть кратным кеглю основного набора. Если в тексте присутствуют ремарки, которые разбивают слова персонажей отдельной строкой, то их необходимо отбивать от текста на два-четыре пункта снизу и сверху.


Категорически не рекомендуется завершать полосу строкой с именем действующего в пьесе лица или ремаркой, перенося текст на другую полосу. Рекомендуется, чтобы ремарка закрывалась как минимум двумя строками. А реплика, которая переносится на другую страницу, должна закрываться как минимум двумя строками.

Плохим тоном считается начинать полосу с ремарки, которая находится в речи одного действующего лица. В этом случае саму ремарку необходимо подверстать вниз на предыдущей полосе.


С этим читают