Электронные учебники

1.2. Т ребования к содержанию электронных учебников

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.


Электронный учебник в общем случае должен иметь следующую структуру:

1. Введение

2. Один или несколько разделов;

2.1. Введение для каждого раздела (необязательно);

2.2. Последовательность страниц-слайдов для каждого раздела;

2.2.1. Основной материал, включая текст, формулы, графики, рисунки;

2.2.2. Вложенные видео- и звуковые ролики;

2.2.3. Тестовый блок в конце страницы (необязательно);

2.3. Тестовый блок в конце раздела (необязательно);

2.4. Рекомендованные материалы для изучения (необязательно);

3. Заключение;

4. Тестовый блок в конце учебника (необязательно);

5. Рекомендованные материалы для изучения.

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах. Резюмируя все вышесказанное, можно сформировать следующие рекомендации для электронных учебников.

— Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

— Электронный учебник должен быть относительно мал по размеру и запускаться на большинстве персональных компьютеров без установки дополнительных программ.

— Электронный учебник должен позволять работать с ним как с веб-сайта образовательного учреждения, так и на локальном компьютере.

— Электронный учебник должен предоставлять встроенные средства организации обратной связи с автором.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Мировой опыт внедрения

Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.

В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 38 школах 9 регионов России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей. По итогам эксперимента некоторые СМИ написали о готовности профильного института министерства продолжить работы по внедрению.

Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» с 1 сентября 2014 года начал проводить эксперимент в рамках проекта “Электронная образовательная среда” по внедрению электронных учебников в шести школах. Занятия проходили по четырем дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.

В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами. Электронный учебник содержит в себе гиперссылки на встроенные в носитель энциклопедии и перекрестные ссылки между разделами учебника, в нем можно прослушивать и просматривать учебные аудио и видео материалы, проходить тестирования. В 2015 году в обучении школьников было задействовано 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. К 2018 году оснастить электронными учебниками планируется все школы Москвы.

Список литературы

  1. Электронный ресурс: Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/4983 (дата обращения: 14.01.2017).
  2. Василенко Н.В. Дистанционное обучение. Текст: Пособие для системы повышения квалификации / Н.В. Василенко. СПб: ИПК СПО, 2004. 160с.
  3. Хуторской А.В. Электронный учебник / Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. 304 с.
  4. Демушкин А. С. Компьютерные обучающие программы / А. С. Демушкин, А. И. Кириллов и др. // Информатика и образование. 1995. № 3. С. 18.
  5. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. М.: Изд-во МЭИ, 2003. 336 с.

Понятие электронного учебника

За последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средней и высшей школах. При этом во многих учебных заведениях наблюдается недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых

В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники. Это позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса

Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.

В настоящее время существует множество определений электронного учебника, вот некоторые из них:

— это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

— это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания.

— это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.

— основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронные учебники позволяют решать такие основные педагогические задачи, как:

— начальное ознакомление с предметом, освоение его базовых понятий и конструкций;

— базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности;

— контроль и оценивание знаний и умений;


— развитие способностей к определенным видам деятельности;

— восстановление знаний и умений.

Электронные учебники могут быть использованы на всех уровнях образования: в школах и колледжах, институтах и университетах, для повышения квалификации. Поэтому электронные учебники разрабатываются во многих странах.

Существуют два вида электронных учебников:

1. учебник с высокой динамикой иллюстративного материала. Представляет уже ставший традиционным учебник по предметной области, которой является независимым и неизменяемым. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на CD-ROM.

2. Internet-учебник. Под Internet-учебником понимается открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети.

Отличительные признаки электронных учебников

Рассмотрим различия между электронным и печатным учебниками.

Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:

— учебный материал излагается из определенной области знаний;

— этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;

— материал в учебниках излагается систематически, т.е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.

Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. На мой взгляд, они состоят в следующем:

1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. По многим общеобразовательным предметам имеются учебники обычные (базовые), повышенной сложности, факультативные и др. Электронный учебник по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещен на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня.

2. Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном. Наглядность обеспечивается использованием при создании электронных учебников мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п.

3. Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

4. Электронные учебники являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.

5. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебники могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный учебник, поддерживающий школьную программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронные учебники без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному школьному курсу.

Как сделать электронные учебники

учебник онлайн

 Как сделать электронные учебник?   Сегодня такие гаджеты играют  все большую роль  в нашей жизни.Идет активный процесс по созданию электронных учебников в гипертекстовой форме , их внедрения в учебный процесс.

Электронный учебник — это  совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя.

Электронное издание может быть выполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в  сети  Интернет. Учебники онлайн необходимы.

Основные формы электронного учебного пособия

Тест   Это простая форма электронного учебника.  Здесь главная задача:   подобрать  и  сформулировать вопросы и варианты ответов на вопросы.

Задачник.  Это необходимая  форма электронного учебника. Такой задачник отлично выполняет функцию обучения.  Главное в электронном задачнике — дозированная  помощь.

Учащийся получает  только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. проблема — подбор задач по всем темам теоретического  материала.

При этом важно, чтобы задачи способствовали через дозированную помощь усвоению теоретического материала. Кроме того,задачи должны быть  быть по силам  учащимся

Энциклопедия. Это основная  форма электронного учебника. В электронной  энциклопедии  информация   должна быть более  полной ,чем  стандарты  образования.

 Данные формы могут быть созданы  в виде отдельных электронных учебников ,или  сгруппированы в рамках единого учебника.

После того как Вы определились с   формой и темой учебника ,вам нужно составить  план. Напишите в нем названия глав или частей книги. Когда у Вас будет четкий план действий,Вам будет легче  писать.  Основной текст и структура книги будут корректироваться процессе написания, но план   должен быть создан до начала создания электронной книги.

Как сделать электронный учебник. Откройте  документ Word и начните  писать ваше учебное пособие.

Как оформить  электронный   учебник

Для того чтобы оформить электронный   учебник, нужно  добавлять к  тексту  картинки по смылу, делать отступы и абзацы, ссылки .

Красиво  будет  смотреться  рамка. Сделать  ее  можно в  Word.  Чтобы сделать рамку в Word,  нужно  зайти в “Формат”, далее “Границы и заливка”, после этого у Вас откроется окно, где Вы сможете выбрать рамку, смотрите скриншот :


Когда книга написана, проверьте   ошибки, исправьте   недочеты.Теперь  нужно  сделать для нее обложку. Для этого можно использовать  фотошоп  или другие   программы.

Можно использовать  онлайн-сервис  для создания обложек для книг, CD и DVD дисков и 3 – D коробок  http://3d-pack.com/.

Для этого нужно   подготовить  несколько готовых картинок. Учебник онлайн можно  сделать их  при помощи клавиши PrintScreen на клавиатуре и программы Paint.

 Подготовить такие   картинки  можно  также  при помощи программы  FsCapture  (Программа для снятия скриншотов с экрана).

 При помощи FastStone Capture   вы  также   можете захватить весь экран целиком или выделить отдельную его часть, отредактировать изображения, добавить текст или водяные знаки, распечатать, отправить по е-мейлу, вставить в документ Word или в презентацию Power Point.

FsCapture

Можно воспользоваться  Scrabber . Для того, чтобы начать использовать Scrabber, вам сначала придется установить на компьютер небольшую утилиту размером около 1 Мб.

Запускаете программу, выделяете область экрана, снимок которой вам необходимо сделать, и, в общем-то, все. Программа сама делает скриншот и загружает его на сервер.

Вы же получаете прямую ссылку, которую можете перекинуть по почте, разметить в твитере или повесить у себя в блоге.

Scrabber

Бывают случаи, когда вам необходимы снимки не одного экрана, а всей web-страницы. Чтобы для этого вам не пришлось делать несколько скриншотов, а затем склеивать их в графическом редакторе, можете воспользоваться сервисом  Thumbalizr.

Thumbalizr

Сервис предлагает как бесплатное использование, так и платные аккаунты, которые позволяют делать снимки большего размера.

Просто копируете адрес web-страницы, выбираете снимок чего именно вам нужен – экрана или всей страницы – и генерируете скриншот. Снимок после этого становится доступным для скачивания. Кроме того, вы можете переслать ссылку на изображение по почте или «аське». Учебник онлайн  всем доступен.

Snag.gy    Наиболее удачный инструмент по созданию скриншотов на сегодняшний день. Snag.gy – очень простой в использовании и достаточно функциональный сервис, который позволяет легко работать со снимками экрана.

Чтобы сделать скриншот, просто переходите на нужный экран и нажимаете на клавиатуре Print Screen. Затем переходите на Snaggy и жмете Ctrl+V.

Мировой опыт внедрения

Различные страны активно занимаются внедрением электронных учебников в образовательный процесс. В Южной Корее с 2012 года идёт обучение учителей работе с электронными пособиями. В 2015 году каждая школа должна сделать выбор: изучает она тот или иной предмет по бумажным или по электронным учебникам. В США действует целая программа по их разработке. Система обучения по электронным учебникам в Австралии также находится на стадии формирования. Весной 2013 года в 75 московских школах был проведён эксперимент по внедрению электронных учебников. Его продолжительность составила 60 дней, учителя оценили его результаты положительно, но отметили, что электронные учебные материалы нуждаются в доработке.

В 2011 году Минобрнауки России провел экспериментальное внедрение электронных учебников в 38 школах 9 регионов России. В рамках эксперимента были протестированы устройства разных производителей. По итогам эксперимента некоторые СМИ написали о готовности профильного института министерства продолжить работы по внедрению.

Департамент образования города Москвы совместно с издательством «Просвещение» с 1 сентября 2014 года начал проводить эксперимент в рамках проекта «Электронная образовательная среда» по внедрению электронных учебников в шести школах. Занятия проходили по четырём дисциплинам: по истории, химии, биологии и географии. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 1559 от 8 декабря 2014 года с 1 января 2015 года все российские школы обязаны перейти на те учебники, для которых будет выпущена электронная версия.

В 2015 году 415 учебников, входящих в Федеральный перечень, были переведены в электронную форму. Чтобы войти в Федеральный перечень, электронный учебник должен воспроизводиться как минимум на двух операционных системах и быть безопасным для здоровья. Электронные учебники планируется объединить с электронными дневниками учеников и школьными журналами. Электронный учебник содержит в себе гиперссылки на встроенные в носитель энциклопедии и перекрестные ссылки между разделами учебника, в нём можно прослушивать и просматривать учебные аудио и видео материалы, проходить тестирования. В 2015 году в обучении школьников было задействовано 3,3 электронных учебников. Около 30 столичных школ активно использует их в обучении учеников. К 2018 году оснастить электронными учебниками планируется все школы Москвы.

Как написать книгу

С чего начать и как написать книгу? План проще, чем кажется. Первоначально необходимо составить макет будущего произведения. Это своего рода каркас, который будет похож на оглавление, которое ранее мы делали для книги.

Возьмите листок бумаги и напишите на нём заглавия предполагаемых разделов и подразделов книги. Только оставьте между ними пустые места. В них тезисно будете записывать ключевые мысли и важные детали, относящиеся к этим разделам. В принципе, делать такой макет требуется при планировании статьи, мини-книги и тем более объёмного труда.

Книгу не обязательно писать с начала. Приступайте к ее написанию с тех разделов, содержание которых вы уже представляете отчётливо. Постепенно скелет книжки будет обрастать «мышцами». Планомерно наполняйте следующие разделы, исследуя недостающие темы.

Как написать хорошую книгу? Вас никто этому не научит. Просто пишите больше, как получается. Через некоторое время будет получаться лучше. Напишите 20-30 больших статей или книжек, и будет получаться гораздо лучше.

Не рекомендую зацикливаться на чтении пособий по копирайтингу. Которые должны якобы сформировать у Вас твёрдую теоретическую базу. Нужна практика — больше пишите! Теорию оставьте на потом.

Вы умеете водить машину? Как Вы этому научились? Правильно, сели за руль и потихоньку поехали. Пишите больше и научитесь: других рецептов на Земле просто не существует.

Электронные книги способствуют выстраиванию своего инфобизнеса. Это мощное средство для набора подписной базы; продвижения сайта, брэнда и товаров в Интернете. Они сами могут служить инфотоваром.

Поделиться с друзьями:

Возможности электронных учебников

Концепция электронных учебников состоит в том, чтобы сделать их не просто заменителями бумажных пособий, а инструментом обучения с расширенными возможностями по сравнению с традиционными учебниками . Основное преимущество электронного пособия — интерактивность. Технологии электронных устройств, на которых будут работать электронные пособия, позволят, помимо текста, предоставлять ученикам возможность открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, перекрестные материалы из других пособий и энциклопедий. Предполагается, что на время урока электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Преподаватель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания. Помимо новых возможностей в учебном процессе, электронные учебники имеют и другие преимущества перед бумажными, в частности, отсутствие затрат на печать, облегчение веса учебных материалов, которые школьник вынужден носить с собой, сохранение леса, идущего на вырубку для производства бумаги.

Электронный учебник: что это и чем он отличается от бумажного

Современный мир немыслим без информационных технологий, интернета, мобильных приложений, гаджетов, на которых можно не только хранить информацию, но и изменять, передавать или создавать ее. Не удивительно, что информатизация коснулась и такой консервативной сферы школьного образования, как учебники.

На смену бумажным версиям приходят электронные учебники, которые не только облегчают рюкзаки школьников, но и позволяют им получать информацию систематизировано, учат пользоваться гиперссылками, расширяя тем самым информационное поле, быстрее и эффективнее формировать нужные на практике умения и навыки. Расскажем детальнее о новом виде учебных книг.

Фото: pixabay.com: UGC

Некоторые родители школьников убеждены, что электронный учебник — это электронная версия обычного учебника. На самом деле это не так. Между этими формами организации и презентации учебной информации есть существенные отличия:

Формат.

В интернете без труда отыщете оцифрованные версии учебников в формате PDF, DOC, EPUB, FB2. Это отсканированные или в лучшем случае загруженные самим автором или правообладателями электронные версии учебника.

В отличие от них электронный учебник — это специальное программное обеспечение, которое устанавливается на гаджетах (планшетах, компьютерах). Оно предлагает разноаспектные средства получения знаний и формирования умений.

Содержание и возможности учебников.

Электронные учебники, в отличие от их печатных версий, обладают расширенными возможностями обучения. В них содержится не только образовательный материал (тексты, иллюстрации и задания). Они располагают возможностями демонстрации мультимедийного материала (ролики, видео), интерактивной проверки знаний (игры). В электронных учебниках есть аудиофайлы, которые позволяют расширить и углубить знания.

Фото: pixabay.com: UGC

Особенности использования.


Есть онлайн и офлайн-версии электронных учебников. В первом случае, чтобы воспользоваться электронным ресурсом, ребенок должен авторизоваться и зайти на платформу, где представлен нужный ему учебник. Такой формат пособия позволяет школьнику не только оперативно получать базовую информацию, но и дополнительные сведения, используя гиперссылки. Благодаря этому расширяется информационное поле: ребенок может в онлайн-режиме отыскать значение нового термина, просмотреть видеоряд, отыскать дополнительные сведения по теме, пройти онлайн-тесты.

Офлайн-версия предполагает запись учебника на CD или загрузку его непосредственно на планшет или ноутбук школьника. К нему прилагаются видео и аудиофайлы, которые обеспечат комплексное освоение предмета.

Электронные версии учебников также представлены в двух вариантах: их можно скачать на ПК или пользоваться ими в онлайн-режиме. Однако, кроме текстовой информации, они не содержат иных обучающих ресурсов.

В отличие от традиционных бумажных версий учебников, электронные варианты более динамичны и обладают расширенными возможностями получения знаний, умений и навыков.

Современные дети, которые родились с гаджетами в руках, легко освоят систему управления электронным учебником, оценят его функционал и разнообразие учебного материала, а также источников получения сведений.

Программы для создания и редактирования книги PDF

Для более ранних версий Ворда дополнительно понадобится конвертор, типа DoPDF. Он же выручит в случае отсутствия на вашем компьютере пакета Office. Конвертор понадобится, если сделать книгу в программах WordPad или Paint, которые есть на любом компьютере под управлением Виндоуз.

Ещё один вариант: аналог Ворда — текстовой редактор Writer из бесплатного пакета Microsoft OpenOffice (openoffice.org). В нём процедуры создания книги PDF аналогичны с вышеописанными.

Если Adobe Reader способна только читать PDF, то её «старший брат» программа Acrobat — профессиональный PDF-редактор. С его помощью не только создают, но и редактируют PDF-файлы. Причем созданием PDF из текстового документа дело не ограничивается: можно собрать книгу из отсканированных изображений или Web-страниц.

Функционал программы Adobe Acrobat позволяет редактировать текст, изображения, а так же встраивать в PDF сторонние документы. В Акробате можно при помощи пароля установить защиту книги от копирования и внесения изменений. А можно ограничить доступ на её открытие, что полезно при создании платного продукта.

Для создания красивой книги, насыщенной графическими элементами, используются редакторы векторной графики Adobe Illustrator или CorelDraw. А для фото-книги подойдёт Photoshop. Все эти программы могут сохранять файлы в формате PDF.

1.1 Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

По мнению Н.И. Пака, создание и организация учебных курсов с использованием электронных обучающих средств, в особенности на базе Интернет — технологий, представляет непростую технологическую и методическую задачу. При этом большие трудозатраты по разработке электронных обучающих средств зачастую не компенсируются их эффективностью по причине их быстрого устаревания. Тем не менее, индустрия компьютерных учебно-методических материалов расширяется в силу их востребованности и социальной значимости.

В этой связи актуальным является разработка концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных учебников, адекватных современным идеям развития образования (открытое образование, дистанционное образование и др.)

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

По определению Л.Х. Зайнутдиновой: «Электронный учебник – это обучающая программа комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую функцию, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии интерактивной обратной связи».

Электронный учебник — является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Многие педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

· повышение целенаправленности;

· усиление мотивации;

· повышение информативной емкости учебного содержания;

· активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;

· ускорение темпа учебных действий.

Электронный учебник эффективен когда

· имеется практически мгновенная обратная связь;

· имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);

· имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);

· имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).

Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого

Важно иметь возможность задействовать у пользователя все его каналы восприятия информации: зрение, слух, подсознание и т.д. А если электронный учебник позволяет представлять «параллельно» учебную информацию, то он не только интенсифицирует обучение за счет интеграции всех своих психофизических усилий, но и косвенно развивает способность к параллельному восприятию мира

Среди достоинств электронных учебников следует выделить:

· облегчает понимание изучаемого материала за счет индуктивного подхода, воздействие на слуховую и эмоциональную память и других способов подачи;

· допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

· освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

· предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

· дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

· выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.


С этим читают