Кто такие редакторы? редактор: описание профессии

Содержание

Кому подойдёт профессия редактор?

Стать редактором может далеко не каждый специалист. Получить должность теоретически может любой сотрудник издательства или СМИ. Однако, добиться успеха в профессии и проработать на должности несколько десятков лет — довольно сложно. Для этого нужно любить специальность. И гореть ей.


Профессия редактор подойдет для тех подростков, которые:

  1. Знают, как работать с текстом. Разбираются во всех правилах русского языка. Знают, когда можно исправить текст. А когда он звучит лаконично. И не требует исправлений.
  2. Являются коммуникабельными. Редакторы должны с легкостью заводить диалоги с другими людьми. Решать конфликтные ситуации. Делать так, чтобы автор прислушивался к ним. Понимал, почему конкретные правки внести — необходимо. Помимо этого, редактор должен уметь коммуницировать с абсолютно разными людьми. Не только с рядовыми авторами, но и с начальством. А также людьми, которые находятся в его подчинении.
  3. Обладают навыками организатора. Основная задача редактора — всегда говорить сотрудникам, что нужно делать. Какая задача и для кого является первостепенной. А какой нужно уделить чуть меньше времени. Помимо этого, редактор должен быть эффективным менеджером. Чтобы все его задачи выполнялись сотрудниками компании вовремя.
  4. Разбираются в аналитике. Специалист этого спектра должен уметь анализировать. Понимать, какой материал будет интересен потребителям информации. А какой может провалиться при издании.
  5. Являются эрудированными. Это необходимо для того, чтобы редактор смог проверить текст на фактические ошибки. И чтобы для этого ему не нужно было каждый раз лезть в интернет.
  6. Умеют вести переговоры. Общаться с людьми и добиваться своего редактору предстоит всегда. На деловых встречах с начальством. Во время общения с заказчиками. И другими редакторами. Задача редактора — всегда добиваться желаемого. А также делать так, чтобы его партнеры держались с ним в максимально дружеских отношениях. И чтобы они не отказывались от сотрудничества с издательством.
  7. Являются стрессоустойчивыми. В редакции редактору предстоит проводить огромное количество времени. Наверняка при работе у него будут возникать разного рода конфликты. Не только с подчинёнными, но и с начальством. А также с авторами и заказчиками. Если подросток не будет обладать достаточным уровнем стрессоустойчивости, то у него могут возникнуть проблемы. Он будет пребывать в депрессии. И испытывать стресс. Это может негативно повлиять на него. 
  8. Являются оптимистами. Основная задача редактора — сделать так, чтобы подчиненные всегда пребывали в хорошем настроении. От уровня их оптимизма зависит то, насколько качественно они будут выполнять ту или иную работу. Поэтому данному аспекту нужно уделить максимально большое количество внимания.

Зарплата редакторов

Редакторы имеют довольно высокий доход. Который отличается в зависимости от того, где работает специалист. И на каких условиях.

Например, если редактор работает в издательстве или СМИ, то его заработная плата может быть на уровне 20.000-60.000 рублей в месяц. С премиями и всевозможными повышениями, ее уровень может повыситься до 80.000 рублей в месяц. При условии, что специалист работает в штате. Официально.

Если редактор работает на фрилансе, то уровень зарплаты у него будет нестабильный. За 1.000 символов проверенного текста он будет получать по 10-20 рублей. Поэтому, даже потратив чрезмерное количество времени, специалист этого спектра не сможет заработать много денег. Фрилансер-редактор может претендовать на зарплату около 30.000 рублей. 

Кому подходит эта профессия

Профессия редактора относится к весьма специфическому типу деятельности. Чтобы стать хорошим редактором, необходимы следующие качества.

Отличное владение словом: редактор должен хорошо писать, чтобы автор ему верил. Коммуникабельность: профессия предполагает постоянное общение с авторами, заказчиками, владельцами изданий и подчиненными. Хороший редактор умеет найти подход к каждому – это залог успешной работы коллектива. Организаторские способности: редактор распределяет обязанности в команде

Он организует все рабочие процессы и контролирует их выполнение. Аналитический склад ума: на этой работе важно умение анализировать ситуацию и полученный материал. Широкая эрудиция: она позволит с первых страниц оценить фактическую точность рукописи. Знание делового этикета и умение вести переговоры: редактор работает с людьми, ему часто приходится указывать им на ошибки. Эта неприятная задача должна решаться корректно и на основе компромисса. Креативность: профессия максимально творческая. Ответственность: от пунктуальности редактора и его умения планировать рабочий процесс зависит судьба издания. Эмоциональная устойчивость: на редактора часто обижаются и бывают к нему несправедливы, но ни при каких обстоятельствах ему нельзя терять хладнокровия. Оптимизм: редактор отвечает за эмоциональный настрой коллектива

Это незаменимый сотрудник каждого издания, который не просто руководит, но и вдохновляет.

Ну и что тебе не нравится, Наташ?

Я не отрекаюсь от кнопок, ссылок, лейблов и тултипов. Я их люблю, выпиливаю лобзиком, складываю и раскладываю, разве что по барам не вожу.

Но это всё — примерно шестая часть моей (нашей) работы. Последняя. Когда пройдено пять шестых. Как-то так: сначала сходил в магазин за продуктами, помыл овощи, снял кожуру, нарезал кубиками и соломкой, сделал бульон, раз в десять минут прибегал посмотреть, не убежало ли. И вот наконец добавляешь соль, перец и лаврушку. Кнопки, ссылки, тултипы. Буквы.

Мне (нам) чертовски не хватает людей, которые понимают, что конкретный текст — это суперважный, но всё-таки последний этап в работе UX-редактора.

Нельзя просто взять и «написать одну кнопку», или «придумать вот сюда заголовок», или «поправить буквы на макете». Макет — не отдельная картинка в рамочке: это почти всегда часть какого-то процесса. А процесс — часть продукта, для которого мы все (дизайнеры, редакторы, аналитики и продакт-менеджеры) прорабатываем UX.

Направления деятельности редакторов

Существует ряд специальностей редакторов. Они могут быть:

  1. Литературными. Специалисты этого спектра обрабатывают книги. Подготавливают их к дальнейшему изданию. Вносят небольшие правки (исправляют помарки, корректируют грамматические ошибки). Однако, не меняют смысл, прописанный автором. А также не корректируют стиль написания текста. 

  2. Техническими. Специалисты этого спектра следят за тем, чтобы текст легко воспринимался потребителем информации. Покупателем газеты, журнала. Или читателем материала интернет-издания. Их задача — сделать так, чтобы потребителю информации было интересно ее читать. И чтобы текст звучал максимально лаконично.
  3. Художественными. Специалисты этого спектра создают дизайн определенного текста. Внедряют в издание различные виды изображений. Которые должны соответствовать его стилистике. Художественные редакторы также следят за тем, чтобы автор писал тексты в соответствии с действующими законами о СМИ.
  4. Научные. Специалисты этого спектра являются профессионалами в одном конкретном направлении деятельности. Они знают о науке буквально все. Главная задача научного редактора — следить за тем, чтобы текст, написанный автором, был достоверным. Чтобы каждый факт, описанный в нем, соответствовал действительности. И был написан с экспертной точки зрения.

Совсем недавно появились и другие ответвления специальности редактор. Теперь они могут участвовать в создании передач на телевидении. Редактировать фильмы. А также многие другие авторские произведения.

Это не кончится никогда (привет, чат)

Раньше мне казалось: ты начал проект, ты работал, ты дошёл до запуска — можно выдохнуть и переключиться на следующую задачу.

Теперь я знаю, что так не бывает.

Редактор (и дизайнер) остаются в режиме хронической поддержки, потому что: а) продукт всё время меняется, б) пользователи приходят с новыми вопросами или даже в) какая-то фича в итоге сработала не так, как мы ожидали.

Например, с командой банковских карт у меня два чатика. Один продуктовый: там PO, PM, аналитик, человек от саппорта и мы с дизайнером от UX. Второй чатик с фронтендом: там опять мы с дизайнером, PM и разработчики.

Продуктовый чат нужен, чтобы всё продуктовое не проходило мимо. Например: саппорт сигналит, что люди начали часто приходить с похожим вопросом. Мы тут же обсуждаем, чем это лечить: дизайном, текстом, доработками на бэках (или вообще всем сразу).

В чате с фронтендом решаем потоковые задачи: не хватает подсказки для поля, где-то выравнивание поехало. Или даже — какую проверку на бэках лучше использовать с точки зрения UX в этом конкретном месте: синхронную или асинхронную (мне объяснили разницу, теперь при каждом удобном случае я показываю, что в теме).

В итоге вся команда у тебя под рукой. И ты под рукой. Удобно.

Вакансии редакторов: как найти работу?


Редакторы могут работать как удаленно, так и в офисах. Следовательно, поиск работы становится гораздо шире и варьируется в зависимости от желаний самого редактора. В большинстве случаев все же необходимо работать именно в офисах издательств или компаний.

На рынке сейчас возросла конкуренция среди редакторов — чем выше должность, тем больше человек на место. Главные редакторы выпускающихся изданий, периодическая печать, телевидение, радио, интернет-СМИ, крупные компании — места, где могут работать редакторы с хорошим бэкграундом работы с текстом.

Перспективнее начинать искать работу в интернет-СМИ. Почему? Потому что крупные издательства уже имеют большой штат сотрудников, понимающих особенности специфики своего дела. Создавая портфолио благодаря работе с разными проектами, вы повышаете возможность стать членом успешного агентства или СМИ.

Пиком карьеры редактором в сфере журналистики становится должность главного редактора, которая доступна только в крупных СМИ.

С технического на человеческий

Есть человек, и человек хочет что-то сделать. Есть система, которая это может: но для начала ей нужно что-то взамен.

Одна из главных задач UX-редактора — помнить, что он работает на человека. Поэтому всё, что система хочет от человека, редактор переводит на человеческий язык. Сначала — на уровне смысла, потом на уровне текста.

Про общий смысл

Огромная часть нашей работы проходит под знаком созвездия «Почему». Вероятно, это вообще любимый вопрос UX-редактора.

— Почему мы считаем, что людям это важно, спросит редактор у продакт-менеджера. — Почему обязательно проводить человека через эту точку, спросит у аналитика. — Почему мы валидируем вот эти данные по-разному, спросит у разработчика. — Почему мы вообще хотим, чтобы человек это указал, спросит у кого-то ещё. Моя идеальная футболка для встреч

Моя идеальная футболка для встреч

Некоторые «потому что» будут простыми и понятными: человек и система хотят примерно одного и того же, просто формулируют это по-разному. Дальше — дело текста.

Другие будут завязаны на сложную внутреннюю логику или ограничения системы. Но после серии «почему» вполне может оказаться, что логику можно поменять, а ограничения обойти. Так редактор повлияет на сценарий, и вместо пяти экранов (семи кнопок) останется два экрана (кнопки — три). Тру стори, риал лайф.

Про текст

Навскидку, если не очень глубоко погружаться, кажется: интерфейсные тексты должны подчиняться строгим правилам. Кнопка — глагол. Тумблер — вкл/выкл. Ссылка — указание на место. Вроде всё просто.

Мы верим в другое: интерфейсные тексты — отражение человеческой манеры вести диалог.

— Система хочет, чтобы пользователь «ознакомился с условиями» и нажал «Подтвердить». Я как человек хочу сказать ей, что мне «Понятно». — Система хочет сказать: ошибка, неправильный номер. Я хочу увидеть: здесь опечатка — проверьте номер ещё раз.

Конечно, это возможно не всегда, и работает не всегда. Кроме всего прочего ещё и потому, что человечность текста — чертовски субъективная штука.

К примеру, нам долгое время казалось, что для технических ошибок есть отличный заголовок — «Что-то пошло не так». Подходит для любых кейсов, указывает на факт ошибки, при этом в нём ни капли роботизированности. Но время и фидбэк показали: людей очень раздражает, когда «что-то идёт не так». Что, спрашивают они, что именно? В общем, в новых ошибках «чего-то» больше нет (а старые мы понемногу отлавливаем).

Коллективный разум, +1

UX-редакторы — это не идеальные машины по обработке информации

Мы ошибаемся, тупим, забываем учесть что-то важное. Или наоборот, так глубоко погружаемся в контекст, что почти невозможно вынырнуть и посмотреть на собственную работу свежим взглядом пользователя

Есть очевидные способы, как с этим бороться. Дай посмотреть коллеге, который не знает деталей, понаблюдай за пользователем на исследовании, переключись на другую задачу и возвращайся, когда немного отвыкнешь от контекста.

Есть менее очевидные: собирай удачные решения в библиотеку, выводи алгоритмы, на которые сможешь опираться в новых проектах.

И ещё есть команда — как коллективный мозг. И этой команде нужно больше UX-редакторов: изучать техрешения, думать про смысл, вытачивать слова (и тупить периодически, куда без этого).

Если у вас есть на примете такой человек, или вы сами такой человек, посмотрите нашу вакансию.

Adobe Photoshop Lightroom скачать

Продукт качественно и тонко редактирует фотоснимки и картинки, при этом показывая высокую функциональность и ускоренную производительность. Пользователю открывается совершенно иное представление картинки, отображение всех мельчайших деталей для избавления от пятен, недостатков и ненужных элементов. Функционал Лайтрум направлен на поэтапное редактирование кадров, выравнивание горизонта, регулировку света, создание слайд-шоу и фотоальбомов, шумоподавление, настройки градиента и конверсии, «заливку» в Сеть и многое другое. Единственными минуса софта является англоязычное меню и срок free-версии 30 дней.

Сколько можно зарабатывать

Средняя заработная плата рядового сотрудника редакционного отдела составляет 30-45 тыс. рублей. Даже новички могут рассчитывать на такой уровень дохода при наличии нужных навыков и диплома ВУЗа. Опытные работники, а также руководители среднего звена получают 50-60 тыс. рублей. Зарплата главного редактора зависит от типа и уровня доходов компании. Она обычно составляет от 100 тыс. рублей и выше.

Зарплата на 31.07.2020

Россия 20000—65000 ₽

Москва 35000—80000 ₽

Востребованность

Редакторы требуются не только издательским домам, журналам и газетам, но и СМИ. Такие сотрудники активно набираются компаниями, которые занимаются созданием и продвижением сайтов. Несмотря на возросшую в этой сфере конкуренцию, потребность в экспертах также растет. Правда, стоит учесть, что требования к контенту любого рода в последние годы ужесточились

На этом фоне работодатели стали уделять подбору сотрудников особое внимание. Они отдают предпочтение универсалам с внушительным арсеналом навыков

Перспективы


Редакторское дело — одно из немногих направлений, в котором машины пока не смогли заменить людей. Умение писать красивые тексты или повышать качество авторских творений высоко ценится. Популярность профессии только растет на фоне преобразований. В частности, теперь ее представитель может работать удаленно, получая задания в онлайн режиме и так же взаимодействуя с авторами. Это экономит сотруднику время, которое он может потратить на повышение мастерства, выполнение дополнительной работы.

Редактор — это человек, отвечающий за предоставление конечному потребителю красивых текстов. Его работа не ограничивается исправлением ошибок в авторских рукописях. У него есть множество творческих, технических, управленческих обязанностей, для выполнения которых требуются особые навыки.

Простая «рисовалка» — Microsoft Paint

Один из самых простых графических редакторов для рисования — Microsoft Paint, который входит в состав Windows. Запускают Paint, обратившись к меню Пуск > Программы > Стандартные > Paint.

В окне программы появляется чистое белое поле, готовое к рисованию. В заголовке окна демонстрируется имя файла по умолчанию («безымянный»), при сохранении результата (Файл > Сохранить) будет предложено его изменить. Слева находится панель инструментов, внизу — палитра цветов, которые разработчики посчитали наиболее часто употребляемыми. Во всех графических редакторах имеются аналогичные инструменты, устроены они во многом похоже и обычно имеют сходные значки.

Чтобы просто что-то нарисовать, как на бумаге, есть целых три инструмента. При наведении мыши на один из них во всплывающей подсказке выводится его название, а внизу в статусной строке окна — подсказка, из которой можно выяснить, например, что Карандаш умеет только проводить произвольные линии толщиной в 1 пиксель.

На рисунке выбран инструмент Кисть. Для Кисти предусмотрены разные формы и размеры. Третий инструмент — Распылитель (иногда его называют «аэрограф»), его значок находится под Карандашом. Если для инструмента можно выбирать форму и размеры, то соответствующая панель возникает ниже панели инструментов.

Освоить эти инструменты очень легко методом проб и ошибок Как и во всех программах Windows, здесь возможен откат (меню Правка > Отменить или сочетание клавиш <Ctrl + Z>), но в этой программе всего на три операции. Если нужно вернуться назад на большее число шагов, то ошибочный фрагмент обводят рамкой через инструмент Выделение и удаляют клавишей <Delete>. Поэтому не бойтесь экспериментировать.

По умолчанию размер рисунка оказывается таким, каким его задали в предыдущий раз. Для его увеличения или уменьшения поле рисунка можно растянуть мышью за небольшие квадратики, которые притаились в углах и посередине каждой стороны. При очень больших размерах изображения, когда оно выходит за рамки экрана, сбоку появляются линейки прокрутки, с помощью которых рисунок можно обрабатывать частями.

Из манипуляций с готовыми картинками Paint способен осуществлять только одну — поворот (если картинка «положена набок»), а вот фоторедактор Microsoft Photo Editor, который будет рассмотрен далее, умеет значительно больше, но при этом, к сожалению, практически лишён инструментов для рисования. Более сложные графические редакторы, как уже было сказано выше, обычно объединяют в себе и те и другие функции.

Профессиональные обязанности

Редактор, пожалуй, самый занятой человек в любом издании. Он ежедневно должен:

  • редактировать поступившие рукописи, непосредственно работая с авторами: предлагать способы улучшить структуру текста, уточнять фактическую составляющую, исправлять погрешности, согласовывать все изменения и порой – уговаривать автора принять правки;
  • участвовать в подготовке договоров с авторами;
  • просматривать вновь поступившие материалы, решая, пойдут они в работу или должны быть отклонены;
  • писать обоснованные отказы при отклонении рукописи;
  • обсуждать макет издания совместно с художественным и техническим редакторами,
  • подписывать рукописи в производство и вычитывать сигнальные экземпляры.

Фоторедактор Microsoft Photo Editor или Microsoft Office Picture Manager

Если пакет программ Microsoft Office установлен полностью, то значок этого редактора находится в меню Пуск > Программы > Средства Microsoft Office > Microsoft Photo Editor. После запуска программы следует обратиться к меню Файл > Открыть, разыскать на диске нужный файл с картинкой и открыть его. Окно редактора после этого будет выглядеть как на рисунке внизу. В версиях Microsoft Office выше 2013 данный пакет заменен на Microsoft Office Picture Manager, в котором сохранились основные функции для работы с картинками.

После загрузки с фотографией можно совершить некоторые действия, например повернуть снимок, если он «лежит на боку» (меню Рисунок > Повернуть), кадрировать его, т. е. обрезать лишнее (пункт Рисунок > Обрезать), изменить баланс цветов, если оттенок изображения «уходит» в синеву или красноту, скорректировать яркость и контраст, если фото слишком тёмное или чересчур светлое (Рисунок > Настройка) и т. д.

Ряд подобных операций можно проделать не со всем снимком, а только с частью его, воспользовавшись инструментом выделения, который во всех без исключения графических редакторах обозначается одинаково — кнопкой со значком в виде пунктирного квадратика. Тот же инструмент используется для указания нужной области при кадрировании. Здесь он обозначается всплывающей при наведении мыши подсказкой «Выбрать», но в подавляющем большинстве других редакторов он называется «Выделение» (англ. selection). В программе Photoshop этот инструмент носит вычурное наименование Marquee, что значит театральный занавес».

После преобразований снимок можно сохранить в различных форматах, что позволяет сэкономить на размере файла. Другой способ снижения объёма информации, необходимого для хранения картинки, — уменьшение размера изображения (пункт меню Рисунок > Изменить размер). Отметим, что современные цифровые камеры имеют избыточное количество элементов в светочувствительной матрице (пикселей). И потому получаемые с любительских аппаратов снимки обычно поддаются значительному уменьшению без снижения качества изображения.

Функционала стандартных редакторов большинству неприхотливых пользователей хватит за глаза, но если вы продвинутый профессионал или хотите им стать (обучиться работе с графикой и редактированию фото), тогда лучше установить Adobe Photoshop, Illustrator, SAI и другой софт, которым обычно пользуются дизайнеры и прочие специалисты.

Поделиться.

Pixlr скачать

Десктопный вариант редактора фото с качественным функционалом для любительской и профессиональной обработки. Приложение имеет более тысячи комбинаций фильтров и спецэффектов, настройку «горячих клавиш», бесплатность большинства опций и единый аккаунт для работы на различных устройствах. Пользователю доступны настройки определения точки фокуса, изменения цвета, улучшения качества, обрезания или выравнивания частей, а также ретуши. Можно дополнительно скачать необходимый функционал и использовать его оффлайн на ПК. Для работы софта необходимо наличие Microsoft.NET Framework.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для того чтобы стать редактором, следует поступать на обучение по специальности «Издательское дело и редактирование» (030901). Она имеется в программах 24 вузов России. Но можно выбрать одну из специальностей, связанных с филологией и обработкой текста. Это: 

  • журналистика,
  • лингвистика,
  • литературное творчество и т.п.

Практически на все эти специальности требуется профильный ЕГЭ по литературе. Реже спрашивают иностранный язык. Для поступления на бюджет вам также понадобятся хорошие результаты на государственных экзаменах по русскому языку и математике.

Джакупова C.C.

Член Лаборатории Корпусной лингвистики НИУ ВШЭ. Автор научных публикаций по лингвистике.


Онлайн-курс подготовки к декабрьскому сочинению и сочинению ЕГЭ, 11 класс

30 занятий

6 сочинений

220 ₽ / час

Записаться

Шкляева Е.Л.

Кандидат филологических наук, эксперт ЕГЭ, учитель высшей категории.

Курс подготовки к тестовой части ЕГЭ по русскому языку, 11 класс

20 занятий

26 тестовых заданий

300 ₽ / час

Записаться

Трушин Б.В.

Кандидат физико-математических наук, член жюри ВCОШ.

Курс подготовки к ЕГЭ по математике 11 класс часть B

30 занятий

273 ₽ / час

Записаться

Также в каждом крупном региональном центре Российской Федерации есть вуз или колледж, предлагающий образование по данным специальностям. Самыми престижными по праву считаются:

  1. Московский государственный университет,
  2. Российский государственный гуманитарный университет,
  3. Северо-Кавказский федеральный университет,
  4. Санкт-Петербургский государственный университет.

Редактор книжного издательства

В широком смысле издательский редактор — это активная творческая личность, организатор редакционно-издательского процесса, призванный обеспечить высокий научный, литературный, художественный уровень выпускаемых изданий.

Цель деятельности редактора книжного издательства заключается в создании, выпуске и распространении книги, которая соответствует читательским потребностям. Реализация этой цели обусловлена логикой редакционно-издательского процесса, содержанием самостоятельных его этапов.

Основные задачи редактора книжного издательства:

  • проектирование (моделирование) будущей книги, разработка концепции издания;
  • всесторонний анализ и оценка представленной автором (авторским коллективом) рукописи, выявление путей её доработки, подготовка соответствующих рекомендаций;
  • работа над аппаратом издания, определение его структуры и содержания отдельных элементов (выходные сведения, оглавление , вступительная статья (послесловие), комментарии и примечания, вспомогательные указатели, библиографические списки и ссылки);
  • непосредственная доработка рукописи в тесном взаимодействии с автором (авторским коллективом);
  • координация работы всех участников редакционно-издательского процесса (рецензентов, художественного и технического редакторов, художника, верстальщика, корректора и др.);
  • участие в подготовке рекламных материалов для продвижения издания на книжном рынке, в исследовании спроса на издание после его выхода в свет.

редактор I

В Викиданных есть лексема редактор (L184083).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. реда́ктор реда́кторы
Р. реда́ктора реда́кторов
Д. реда́ктору реда́кторам
В. реда́ктора реда́кторов
Тв. реда́ктором реда́кторами
Пр. реда́кторе реда́кторах

ре-да́к-тор

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Встречается также разг. вариант склонения по схеме 1c(1): вин. п. — реда́ктор, реда́кторы.

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. реда́ктор редактора́
Р. реда́ктора редакторо́в
Д. реда́ктору редактора́м
В. реда́ктора редакторо́в
Тв. реда́ктором редактора́ми
Пр. реда́кторе редактора́х

Корень: -редакт-; суффикс: -ор [].

Семантические свойства

Значение

  1. работник редакции, тот, кто проверяет и исправляет текст, готовя его к публикации ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. тот, кто руководит изданием (книги, журнала, газеты и т. п.) или каким-либо его подразделением, определяет его направление и содержание ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Гипонимы

  1. научный редактор, литературный редактор, главный редактор

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: редакторша, редакция, редактирование
  • прилагательные: редакторский, редакционный
  • глаголы: редактировать

Этимология

От лат. rеdасtоr «перегоняющий», далее из redigere «отгонять; прогонять», далее из red- «обратно, назад» + agere «приводить в движение, гнать». Русск. редактор заимств. через польск. redaktor или нем. Redaktor из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

сотрудник редакции
  • az: redaktor
  • en: editor, redactor
  • hy: խմբագիր, խմբագրող
  • af: redigeerder; redakteur
  • eu: editore
  • ba: мөхәррир, редактор
  • be: рэдактар
  • bg: редактор
  • hu: szerkesztő
  • el: συντάκτης м.
  • ka: რედაქტორი
  • he: עורך
  • yi: רעדאַקטאָר м.
  • иio: redaktisto
  • иia: redactor
  • ga: eagarthóir
  • is: ritstjóri
  • es: redactor м.
  • it: redattore
  • kk: редактор
  • ca: redactor
  • ky: редактор
  • kum: редактор
  • lv: redaktors
  • lez: редактор
  • li: bewèrker
  • lt: redaktorius
  • de: Redakteur
  • nl: redacteur
  • no: redaktør
  • oc: redactor
  • os: редактор
  • pl: redaktor
  • pt: redactor, redator
  • ro: editor
  • sk: redaktor
  • sl: urednik
  • tg: муҳаррир
  • tt: мөхәррир
  • tyv: редактор
  • tr: redaktör
  • tk: redaktor; rejegär
  • uz: redaktor, muharrir
  • uk: редактор
  • fi: toimittaja
  • fr: rédacteur
  • fur: redatôr м.
  • cs: redaktor м.
  • sv: redaktör
  • myv: редактор
  • иeo: redaktoro
  • et: toimetaja; redaktor; redigeerija
  • sah: редактор

История

Некое подобие редактуры существовало еще во времена рукописных книг, когда проверялась правильность копирования при переписывании текстов и вносились исправления сообразно мнению переписчика. Типичный пример – древнерусские летописи, куда вносились те события, которые важными считал летописец вне зависимости от их реального значения.

С изобретением книгопечатания роль редакторов стали исполнять сначала типографы, проверявшие правильность набранных текстов, а затем и представители церкви, выискивавшие в книгах гражданского содержания признаки ереси. Как только издание книг, журналов и газет стало массовым, появились и специальные чиновники, предписывавшие авторам внесение изменений по причинам идеологического характера. Во избежание такого рода неприятностей издатели стали нанимать штатных работников, которые проверяли материалы, предназначенные к печати, и формировали редакционную политику. Одновременно исправлялись фактические, речевые и стилистические недочеты.

Постепенно редактура приобретала специализацию по отраслям издательского дела. В советское время, правда, редакторы снова стали фактически цензорами: из-за их заключений не увидели свет многие книги, не соответствовавшие официальной политике. Некоторые функции внутренней цензуры тем не менее необходимы: всякое издание должно проверять публикуемые материалы на соответствие законам страны.


С этим читают