Индексированный цвет

Преобразования цветовых режимов

Это в чем-то даже плохо — то, что фирма Adobe сделала столь легким процесс преобразования изображений из одного цветового режима в другой. Вы спросите, почему? Да потому, что такая операция может привести к безвозвратной утрате качества картинки. Ведь каждый раз, когда вы переходите от одного цветового режима к другому, теряется часть информации, содержащейся в каждом из пик селей изображения. Выполните смену режимов несколько раз — и значительная часть информации будет утрачена. К тому же только один режим, RGB, обеспечивает доступ ко всем командам программы Photoshop (за исключением, конечно, тех команд, которые предназначены для других, строго определенных режимов, таких как Bitmap — (Битовый).

А теперь, когда предостережение высказано, поясним: единственное, что требуется для перехода к новому режиму представления изображения, — это выбрать команду меню Image<>Mode<>Mode name (Изображение<>Режим<>Название режима), где вместо слов Mode name (Название режима) должна стоять одна из команд подменю Mode (Режим). Впрочем, для перехода от одного из многокрасочных режимов к Bitmap (Битовый) или Duotone (Дуплекс) следует вначале преобразовать изображение к модели Grayscale (Градации серого).

В заключение еще один важный момент, который следует иметь в виду перед выполнением преобразования цветовых режимов: при таком преобразовании утрачиваются все корректирующие слои изображения. Вот это да! Что же делать, если вы уже применили к изображению корректирующие слои, придав ему именно тот вид и ту цветовую тональность, которой так долго добивались? Выход очень прост: выполните сведение слоев изображения, чтобы корректировки приобрели постоянный характер. После этого можно смело менять цветовой режим.

CMYK

Цветовая модель CMYK часто ассоциируется с цветной печатью, с полиграфией. CMYK (в отличие от RGB) является субтрактивной моделью, это означает что более высокие значения связаны с более тёмными цветами.


Цвета определяются соотношением голубого (Cyan), пурпурного (Magenta), жёлтого (Yellow), с добавлением чёрного (Key/blacK).

Каждое из чисел, определяющее цвет в CMYK, представляет собой процент краски данного цвета, составляющей цветовую комбинацию, а точнее, размер точки растра, выводимой на фотонаборном аппарате на плёнке данного цвета (или прямо на печатной форме в случае с CTP).

Например, для получения цвета «PANTONE 7526» следует смешать 9 частей голубой краски, 83 частей пурпурной краски, 100 — жёлтой краски, и 46 — чёрной. Это можно обозначить следующим образом: (9,83,100,46). Иногда пользуются такими обозначениями: C9M83Y100K46, или (9%, 83%, 100%, 46%), или (0,09/0,83/1,0/0,46).

Каналы изображения

Информация о цвете и других характеристиках любых изображений в программе Photoshop всегда подразделяется на один или несколько каналов. Каналы имеют два назначения: они разделяют базовые цвета (в этом смысле их можно считать аналогами клише, формируемых в процессе цветоделения) и хранят сведения о маскировании участков изображения.

Каналы, предназначенные для маскирования, носят название альфа-каналов. Программа Photoshop 4.0 допускает создание до 24 каналов в каждом из файлов изображений. Фактическое число каналов определяется конкретным цветовым режимом и тем количеством альфа-каналов, которые требуется создать для обеспечения цветового баланса изображения.

Программа Photoshop дает возможность редактировать все каналы одновременно (с помощью так называемого совмещенного канала) или по отдельности.

Цветовые каналы и гаммы цветов

Устанавливаемое по умолчанию минимальное число каналов изображения соответствует количеству базовых цветов в текущем цветовом режиме. Так, при глубине цвета True Color по три канала имеют изображения в режимах RGB (каналы красного, зеленого и синего цветовых компонентов) и LAB (канал яркости, A-канал и B-канал), тогда как в режиме CMYK имеются четыре канала (бирюзового, пурпурного, желтого и черного цветовых компонентов). Вы можете удалить любой из принятых по умолчанию каналов, однако при этом цветовой режим изображения перестанет носить стандартный характер. Photoshop автоматически преобразует такое изображение в режим Multichannel (Многоканальный), что означает утрату возможности редактировать или создавать изображения с глубиной цвета True Color. При этом многие из команд Photoshop оказываются недоступными для использования. Кроме того, если после удаления одного из каналов снова вернуться к режиму RGB или CMYK, то в цветовой гамме изображения будут отсутствовать удаленные компоненты.

Понятие цветовой гаммы служит для определения диапазона цветовых оттенков, которые могут реально присутствовать на изображениях в том или ином цветовом режиме. Среди цветовых режимов программы Photoshop с глубиной цвета True Color режим LAB обладает наиболее широкой гаммой, перекрывающей цветовые диапазоны как режима RGB, так и CMYK. Режим RGB занимает второе место по ширине гаммы, охватывая весь диапазон оттенков, которые могут отображаться на экране компьютерного монитора, за исключением чисто бирюзового и чисто желтого цветов. Наиболее ограниченной гаммой обладает режим CMYK — вот почему обычно бывает необходимо просмотреть готовое изображение в режиме CMYK перед тем, как приступать к подготовке цветоделительных клише для многослойной печати. Если в составе изображения имеются оттенки, которые «выпадают из гаммы» режима CMYK и поэтому не могут быть воспроизведены при печати, то в ходе предварительного просмотра они изображаются в виде пятен со сплошной однородной цветовой заливкой. Можно сделать так, чтобы подобные пятна были отчетливо видны на изображении, выбрав для заливки этих пятен цвет, хорошо контрастирующий с преобладающими на изображении цветами. Для назначения цвета, которым будут заменяться оттенки, отсутствующие в гамме CMYK, выберите команду меню File<>Preferences<>Transparency &  Gamut (Файл<>Установки<>Прозрачность и гамма). Чтобы выбрать нужный цвет, щелкните на поле цветового образца в разделе Gamut Warning (Цвет вне гаммы). Появится стандартное окно диалога Color Picker (Выбор цвета), с помощью которого можно выбрать нужный цвет обычным способом.

Произвести предварительный просмотр изображения в режиме CMYK просто — нужно всего лишь выбрать команду меню View<>CMYK Preview (Вид<>Просмотр в режиме CMYK). Если ваш компьютер располагает достаточным объемом оперативной памяти, можно даже выбрать команду View<>New View (Вид<>Новый вид), чтобы открыть второе окно текущего изображения и использовать его для просмотра в режиме CMYK. При сопоставлении этих двух окон будет легко выявить все участки изображения, окрашенные в цвета, которые не могут быть воспроизведены при многослойной печати. Главным достоинством команды предварительного просмотра является то, что при этом не происходит утраты никаких цветовых оттенков изображения-оригинала, так как не производится реального преобразования изображения из режима RGB в режим CMYK. Просмотр — это только просмотр, а не переключение режимов.

Если весь этот разговор о предварительном просмотре цветовой гаммы изображений, подготавливаемых к многослойной печати, выглядит несколько тяжеловато для восприятия, то сейчас у вас будет повод расслабиться. В процессе переключения из режима RGB в режим CMYK программа Photoshop автоматически преобразует любой цвет, лежащий вне гаммы CMYK, к ближайшему возможному оттенку. Автоматика выполняет эту операцию лучше, чем любой из пользователей, за исключением разве что самых опытных профессионалов процесса предпечатной подготовки.

HSL


Цветовая модель HSL является представлением модели RGB в цилиндрической системе координат. HSL представляет цвета более интуитивным и понятным для восприятия образом, чем типичное RGB. Модель часто используется в графических приложениях, в палитрах цветов, и для анализа изображений.

HSL расшифровывается как Hue (цвет/оттенок), Saturation (насыщенность), Lightness/Luminance (светлота/светлость/светимость, не путать с яркостью).

Hue задаёт положение цвета на цветовом круге (от 0 до 360). Saturation является процентным значением насыщенности (от 0% до 100%). Lightness является процентным значением светлости (от 0% до 100%).

  1. h1 { color: hsl(120, 100%, 50%); } /* зелёный */
  2. h2 { color: hsl(120, 100%, 75%); } /* светло-зелёный */
  3. h3 { color: hsl(120, 100%, 25%); } /* тёмно-зелёный */
  4. h4 { color: hsl(120, 60%, 70%); } /* пастельный зеленый */

HSL поддерживается в IE9+, Firefox, Chrome, Safari, и в Opera 10+.

LAB

Цветовая модель LAB (CIELAB, «CIE 1976 L*a*b*») вычисляется из пространства CIE XYZ. При разработке Lab преследовалась цель создания цветового пространства, изменение цвета в котором будет более линейным с точки зрения человеческого восприятия (по сравнению с XYZ), то есть с тем, чтобы одинаковое изменение значений координат цвета в разных областях цветового пространства производило одинаковое ощущение изменения цвета.

HEX в RGB HEX в RGBA HEX в RGB(%) HEX в RGBA(%) HEX в HSL HEX в HSLA HEX в CMYK HEX в HSB/HSV HEX в XYZ HEX в LAB RGB в HEX RGB в RGBA RGB в RGB(%) RGB в RGBA(%) RGB в HSL RGB в HSLA RGB в CMYK RGB в HSB/HSV RGB в XYZ RGB в LAB RGBA в HEX RGBA в RGB RGBA в RGB(%) RGBA в RGBA(%) RGBA в HSL RGBA в HSLA RGBA в CMYK RGBA в HSB/HSV RGBA в XYZ RGBA в LAB RGB(%) в HEX RGB(%) в RGB RGB(%) в RGBA RGB(%) в RGBA(%) RGB(%) в HSL RGB(%) в HSLA RGB(%) в CMYK RGB(%) в HSB/HSV RGB(%) в XYZ RGB(%) в LAB RGBA(%) в HEX RGBA(%) в RGB RGBA(%) в RGBA RGBA(%) в RGB(%) RGBA(%) в HSL RGBA(%) в HSLA RGBA(%) в CMYK RGBA(%) в HSB/HSV RGBA(%) в XYZ RGBA(%) в LAB HSL в HEX HSL в RGB HSL в RGBA HSL в RGB(%) HSL в RGBA(%) HSL в HSLA HSL в CMYK HSL в HSB/HSV HSL в XYZ HSL в LAB HSLA в HEX HSLA в RGB HSLA в RGBA HSLA в RGB(%) HSLA в RGBA(%) HSLA в HSL HSLA в CMYK HSLA в HSB/HSV HSLA в XYZ HSLA в LAB CMYK в HEX CMYK в RGB CMYK в RGBA CMYK в RGB(%) CMYK в RGBA(%) CMYK в HSL CMYK в HSLA CMYK в HSB/HSV CMYK в XYZ CMYK в LAB HSB/HSV в HEX HSB/HSV в RGB HSB/HSV в RGBA HSB/HSV в RGB(%) HSB/HSV в RGBA(%) HSB/HSV в HSL HSB/HSV в HSLA HSB/HSV в CMYK HSB/HSV в XYZ HSB/HSV в LAB XYZ в HEX XYZ в RGB XYZ в RGBA XYZ в RGB(%) XYZ в RGBA(%) XYZ в HSL XYZ в HSLA XYZ в CMYK XYZ в HSB/HSV XYZ в LAB LAB в HEX LAB в RGB LAB в RGBA LAB в RGB(%) LAB в RGBA(%) LAB в HSL LAB в HSLA LAB в CMYK LAB в HSB/HSV LAB в XYZ

Глубина цвета

Понятие глубины цвета позволяет определить, сколько цветов может быть реализовано в изображении в том или ином цветовом режиме, указывая на число битов, применяемых для представления цвета каждого пикселя. Глубина цвета обычно характеризуется одним из следующих трех способов:

  • По числу битов на пиксель. Двадцать четыре бита на пиксель заключают в себе максимальное число цветовых оттенков, какое можно видеть на экране компьютера, — 16,8 миллиона. Шестнадцать бит на пиксель позволяют передавать более 64 000 цветов, что несколько меньше, чем может различать человеческий глаз, однако ровно столько, сколько может быть показано на типовом экране (800×600 пикселей) при наличии графической платы с 1 Мбайтом видеопамяти. Восемь бит на пиксель описывают всего 256 различных цветов.

совет 

Некоторые сканеры и устройства регистрации изображений на прозрачную пленку используют глубину представления цвета до 36 бит на пиксель, при этом дополнительные биты используются для хранения информации о яркости видимых на изображении бликов или участков тени. Преимуществом такого избыточного способа представления информации является возможность гибкой цветокоррекции и включения в изображение большего числа различимых глазом деталей.

По максимальному числу реализуемых цветов. Типовой ряд определений в порядке возрастания выглядит так: 16-цветный режим, 256-цветный, режим тысяч цветов и режим миллионов цветов. Последние определения являются достаточно вольными и в ряде случаев используются для описания изображений, фактически содержащих меньшее число оттенков цвета.

По названию. Большинство из нас проще запоминает сведения о каком-то предмете, если для него подобрано подходящее название. Такими названиями для режимов представления цвета с различной глубиной являются:

  •  монохромный (всего два цвета, например белый и черный; один бит на пиксель);

  •   полутоновый (256 цветов — и все из них являются оттенками серого; это максимально различимое глазом число оттенков серого цвета);

  •  индексный (любое число цветов, не превышающее 256);

  •  режим High Color (тысячи, от 16 000 до более чем 64 000 цветов, 15–16 бит на пиксель);

  •  режим True Color (миллионы, 16,8 миллиона цветов, 24 бита на пиксель).

Зачем вам следует знать все эти сведения? Вот по крайней мере две причины: чтобы представлять себе размеры файлов изображений и чтобы обеспечивать доступ к нужным командам программы Photoshop.

Чем меньше цветовых оттенков содержит изображение, тем меньше размер файла, так как цвет каждого из пикселей описывается меньшим числом бит. Если вы стеснены в количестве свободного пространства на жестком диске, объеме оперативной памяти или размерах файла подкачки, то уменьшение размеров файла за счет перехода в режим индексированных цветов или градаций серого цвета может служить выходом из критической ситуации, если удается сохранить требуемое качество изображения. В графических проектах, ориентированных на просмотр через Web-узлы, должны приниматься специальные меры по ограничению размера файлов, так как чем меньше файл, тем быстрее он подгружается по сети (читайте следующий далее раздел «Приемы уменьшения числа оттенков на изображениях формата GIF»).

Однако в большинстве случаев, как вы сможете убедиться, самым удобным и производительным является режим работы True Color, так как в этом режиме имеется возможность видеть на экране максимальный объем информации, заключенной в файле изображения. Кроме того, один из режимов с глубиной цвета типа True Color, режим RGB, обеспечивает вам доступ ко всей совокупности команд программы Photoshop 4.0. Так что до тех пор, пока вы с упоением трудитесь над грудой слоев изображения, нанесенных перед вами на экран, делайте это в режиме RGB, переходя в режим CMYK лишь в качестве заключительного шага. Стоит иметь в виду и то, что такие важные удобства программы Photoshop, как слои и каналы, недоступны в режиме индексированных цветов и битовом (черно-белом) режиме. Закончив все основные работы по редактированию изображения, вы всегда имеете возможность сменить цветовой режим перед завершением и сохранением проекта.

HSLA

По аналогии с RGB/RGBA, для HSL имеется режим HSLA с поддержкой альфа-канала для указания непрозрачности объекта.

Значение цвета HSLA задается в виде: hsla(hue, saturation, lightness, alpha). Параметр alpha — это число в диапазоне от 0.0 (полностью прозрачный) до 1.0 (полностью непрозрачный).

  1. h1 { color: hsl(120, 100%, 50%); } /* зелёный в обычном HSL */
  2. h2 { color: hsla(120, 100%, 50%, 1); } /* тот же зелёный в HSLA, потому как непрозрачность: 100% */
  3. h3 { color: hsla(120, 100%, 50%, 0.5); } /* непрозрачность: 50% */
  4. h4 { color: hsla(120, 100%, 50%, .155); } /* непрозрачность: 15.5% */
  5. h5 { color: hsla(120, 100%, 50%, 0); } /* полностью прозрачный */

С этим читают