С чего начать изучение smm

Баладжи Вишванатан (Balaji Viswanathan), основатель Zingfin.com (инструмент для анализа инвестиций)

1. Маркетинг — это не только продажи. Это набор действий, которые создают связь между продуктом и потребителями. В числе прочего, обязательно нужно сделать все нижеперечисленное:


  • Ответить на вопрос «Кто клиент?» и выделить различные категории клиентов;
  • Определить нужды и потребности клиента, это необходимо для создания «правильного» продукта;
  • Разработать ценовую политику;
  • Создать «мост к клиенту», т. е. наладить каналы доставки и сбыта продукции;
  • Разработать стратегию коммуникации для того, чтобы донести до покупателя информацию о плюсах и выгодах продукта.

2. Компании продают не продукты или услуги. Они продают выгоду. Понимание разницы между продажей продукта и той выгодой, которую с помощью него может получить потребитель, и умение донести до него эту информацию крайне важны для любого маркетолога. Рестораны не продают еду, они продают приятную обстановку и атмосферу, сопровождающую вкусный обед. Товар банков — безопасность сбережений, а автомобильные компании продают не машины, а комфорт, скорость и свободу перемещения в пространстве.

3. Фундаментальная задача департамента маркетинга любой компании заключается в том, чтобы выделить продукт из толпы ему подобных, чтобы у потребителей не возникало ощущение «ширпотреба». Продуктам массового потребления, по большому счету, не нужна реклама и маркетинг. К примеру, большинству покупателей совершенно все равно, молоко или сахар какой марки купить — им просто нужны эти продукты, они купят их и так.

Чтобы выделиться из толпы, бренды могут предпринять несколько простых шагов:

  • Сделать процесс покупки удобным. К примеру, автозаправка расположенная рядом с заездом/съездом с автострады, сможет продать куда больше топлива, чем такая же заправочная станция, расположенная посередине трассы, где машины едут с огромной скоростью, и тормозить, чтобы заехать заправиться, не очень удобно;
  • Привнести в отношения с клиентом больше доверия. Банк, который создает впечатление света и ауру доверия, получит больше клиентов, чем банк, чей офис расположен в темном переулке;
  • Продавать в правильное время. Продавая воду на пляже в жару можно заработать в разы больше денег, чем если бы та же бутылка минералки была продана в супермаркете с кондиционером;
  • Постоянно работать над тем, чтобы продукт отличался от своих конкурентов. Яркий пример здесь — рынок смартфонов до того, как на него вышла Apple. Устройства различных производителей были похожи, как близнецы-братья, как внешне, так и по своим функциям. А потом появился iPhone.

4. Традиционно, в маркетинге преобладал продуктоориентированный подход. Поэтому маркетологи использовали классическую модель 7P: Product, Placement, Price, Promotion, Physical Space, People, Process — именно эти принципы определяют то, каким образом продукт будет связан с потребителем

Обратите внимание на «классические» подходы, и вы наверняка найдете, что изменить

5. В 90-х годах модель 7P уступила места концепции 4С: Customer, Cost, Communication and Convenience, которая фокусируется на выстраивании коммуникации между брендом и покупателем. Основная задача заключается в продаже правильного товара правильному клиенту наиболее удобным и наименее затратным способом.

6. Брендинг — важнейшая составляющая маркетинга. Именно брендинг напрямую связывает продукт и покупателя. Услышав слоган «Just Do it», вы сразу же свяжете его в уме с качественной спортивной экипировкой и компанией, ее производящей. Брендинг неявно помогает построить доверительные отношения с покупателем, указывает на качество товара и может помочь в достижении устойчивого дохода.

Пример: две крупные компании могут продавать очень похожую сладкую газировку и получать прибыль только посредством разработки стратегии бренд-менеджмента.

99% тех, кто думает, что понимает маркетинг, ошибаются

Бернд Харцог (Bernd Harzog) на Qoura приводит свое мнение о том, что каждый маркетолог должен знать о маркетинге.


По его мнению, 99% людей, которые считают, что разбираются в маркетинге, ошибаются. Наряду с понимаем того, что задача маркетинга заключается в приведении к единому знаменателю выгоды, даваемой продуктом или услугой компании, и предполагаемых нужд и потребностей покупателей, маркетологи зачастую упускают несколько важных вещей.

1. В будущем компания необязательно будет решать ту же проблему, что и сейчас.

2. Аудитория, которая покупает продукты и услуги компании сейчас, не обязательно будет делать это в будущем. Другими словами — клиентами могут стать совсем другие люди, нежели сейчас.

3. Текущее ценностное предложение компании и ее продукты могут не соответствовать пожеланиям аудитории в будущем.

4. Нет таких продуктов, которые могли бы в одночасье подстраиваться под изменения в пожеланиях аудитории или под изменение самой аудитории потенциальных клиентов.

5. Из всего этого следует, что маркетинговые усилия нужно фокусировать не только на сиюминутных задачах, но и видеть на пару шагов вперед.

6. Отсюда можно сделать вывод, что маркетинг (если правильно подобранными сотрудниками реализуется верная стратегия) может принести компании больше пользы, чем простое понимание того, как следует преподнести имеющиеся продукты текущим клиентам.

7. На самом деле маркетинг помогает понять, как делать новые продукты таким образом, чтобы они удовлетворяли нужды, которые могут возникнуть у клиентов в будущем, и о которых они еще даже не подозревают, в то самое время, как эти новые потребности возникнут, и потребители осознают этот факт.


8. Маркетинг заключается одновременно в поддержке продаж, изучении текущей конъюнктуры рынка и создании стратегии на будущее.

9. Выполнять все эти задачи одновременно под силу только очень хорошим маркетологам.

10. По-настоящему стоящие профессионалы встречаются крайне редко и ценятся на вес золота. Так что, найти такого специалиста — задача не из легких.

Преимущества SMM

Прежде чем рассказать, с чего стартовать  начинающему SMM-специалисту, давайте разберемся, чем же хороша эта профессия:

  1. Можно заниматься продвижением соцсетей в свободное от основной работы время, таким образом имея солидный дополнительный заработок.
  2. Можно сделать это основной работой, имея приличный доход в качестве наемного работника, или создать свой бизнес, организовав работу SMM-агентства.
  3. Вам не нужны какие-то особые знания, на которые уйдут годы обучения. Достаточно закончить специальные курсы.
  4. Программное обеспечение для малых объемов работы в большинстве случаев бесплатно. Поэтому денежных вложений на старте не требуется.
  5. Не нужно постоянно искать заказчиков. Грамотно выполнив работу, заказчик остается с вами на долгие месяцы, а то и годы.
  6. Есть куда развиваться и расти.
  7. Работа нескучная, очень интересная, познавательная, без рутины и однообразия.

Развивайте креатив

SMM-менеджер не работает по четкому алгоритму. Это специалист, который постоянно следит за новыми тенденциями, изучает дизайн, маркетинг, психологию и другие отрасли. Для того чтобы проект был успешным, нужно сделать его особенным. Проводите розыгрыши, конкурсы, предлагайте скидки, делайте контент с юмором, чтобы человеку захотелось остаться на вашей странице. Основная задача состоит в том, чтобы аудитория приходила добровольно и оставалась надолго. Все это потенциальные заказчики, которые если не сегодня, то завтра обязательно купят продукт или расскажут о нем другим.

Прежде чем брать в работу чужой проект, создайте свой и тренируйтесь на нем. Таким образом, вы научитесь проводить диагностику групп или страниц, соберете отзывы первых заказчиков, будете видеть какие “подводные камни” могут быть в такой работе.

Создайте параллельно еще несколько групп или возьмите бесплатно в работу страницы знакомых или друзей. Цель – создание портфолио, которое потом вы будете показывать потенциальным заказчикам. К тому же при работе с реальными кейсами быстро понимаешь сам, с чего начать изучение SMM. На практике быстро выявляются пробелы в базовых знаниях, которые нужно заполнить.

Рано или поздно у вас появятся реальные заказчики, которых условно можно поделить на два вида:

  • первые спрашивают условия работы и цену;
  • другие же сами диктуют условия и назначают цену или предлагают процент от продаж.

Последний вариант обычно привлекательным не назовешь, но в начале пути можно использовать его как возможность набить руку. Работа на таких заказчиков поможет обрести ценный опыт, получить кейс в портфолио и отзывы. Каким бы ни был первый заказчик, вникайте по максимуму в суть его бизнеса и старайтесь поднять продажи так, как делали бы для себя. Предлагайте креативные идеи, постоянно общайтесь с заказчиком, создавайте хороший контент, советуйте, развивайтесь и делайте свою работу каждый день лучше и лучше.

Усердно старайтесь, работайте, постоянно учитесь и вы обязательно достигните больших успехов. При должном упорстве и прохождении специальных курсов, где последовательно изложат как начать заниматься SMM, можно пройти путь с нуля до опытного СММ-щика за 3-6 месяцев!

В завершение скажите, пожалуйста, чем лично вас прельщает сфера SMM:

  • творческой составляющей;
  • перспективами и высокими зарплатами;
  • возможностью проводить все время в любимых соцсетях, да еще и зарабатывать;
  • удаленным режимом работы, позволяющим совмещать заработок с путешествиями.

С чего начать изучение СММ?

Один из главных критериев эффективной работы – это условия труда. Для работы нужен ноутбук, телефон и хороший интернет с надежным провайдером. Обязательно нужно уметь пользоваться социальными сетями, почтой, популярными мессенджерами. Если есть базовые знания в сфере маркетинга и навыки работы с графическими редакторами – это огромный плюс, если нет, то все эти умения необходимо потихоньку начинать прокачивать.

В начале пути многие могут испугаться, что ничего не выходит. Чтобы знать, в каком направлении двигаться дальше, обозначьте свои слабые и сильные стороны. Составьте список или таблицу своих качеств. Например:

В первом столбике – то, над чем следует продолжать работать и дальше. Во втором – то, на чем стоит сосредоточиться и начать изучать более углубленно.

Проанализируйте весь контент, который представлен в сообществе – фото, видео, комментарии, аудиторию. По итогу у вас должна сложиться цельная картинка, почему именно эта страница пользуется такой популярностью у подписчиков. Эта информация поможет сделать вам свой уникальный проект, основываясь на опыте чей-то хорошо проделанной работы.


С этим читают