Оформление статьи: основные элементы, без которых никуда

Содержание

Примеры оформления научных статей студентов

Оформление научной статьи, предназначенной для публикации в журнале, должно соответствовать определенным требованиям. В противном случае можно сразу получить отказ даже при блестящих результатах научного исследования.


По каким правилам оформлять текст

Во многом это зависит от того, в каком издании студент планирует опубликовывать научный труд. Стандартные требования чаще всего включают следующие пункты:

  1. Формат печатного листа – А4 (ориентация бумаги стандартная – книжная).
  2. Поля – 20–25 мм. Расстояние между строчками – 1,5 интервал. Шрифт 14, Times New Roman.
  3. Объем – 5–10 страниц.
  4. Прямо перед текстом указываются сведения об авторе, научном руководителе, учебном заведении, контакты для связи. Титульный лист не нужен.
  5. Сноски на использованную литературу – в квадратных скобках.
  6. Список литературы записывается в алфавитном порядке по фамилиям авторов, в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.
  7. Таблицы, схемы и рисунки нумеруются и подписываются.
  8. Название работы пишется жирным шрифтом по центру листа без сокращений и точек.
  9. Используемые сокращения расшифровываются однократно при первом упоминании.
  10. Материалы без авторства (нормативные документы, ГОСТы) в список литературы не включаются.

Рекомендуем ознакомиться с примером, который наглядно демонстрирует правильное оформление статьи, подготовленной для публикации в электронных и печатных изданиях.

Оформление научной статьи

Рекомендуется сначала выбрать журнал, куда вы хотите публиковать статью, а потом уже писать работу, потому что у разных издания свои требования к оформлению.

Например, некоторые их них требуют, чтобы картинки были вставлены в текст статьи, а другие просят присылать их отдельно. Существует разница и по объему статьи.

Не все журналы требуют рецензию к статье. Но те, кто требуют рецензию от независимого рецензента, просят, что ее прислали в оригинале письмом, а не копию по электронной почте. Обычно такое требование у журналов ВАК, так как ВАК может в любой момент потребовать оригинал рецензии.

Начинающим авторам рекомендуется почитать статьи, ранее опубликованные в выбранном журнале, чтобы понять стиль написания, неочевидные нюансы в оформлении.

Как оформить реферат правильно

Правила оформления реферата определяются в госстандартах, методичках учебных заведений, рекомендациях преподавателя. Однако методички не могут противоречить стандартам: ГОСТ 7.32 (условия оформления и изложения текста) и ГОСТ 9327-60 (условия оформления текстовых страниц, иллюстраций и таблиц). Но стандарты содержат оговорки, допускающие изменения некоторых пунктов учебными заведениями. Поэтому ученики и студенты чаще всего ориентируются на методички и требования преподавателей.

Требования к тексту:

  • не более 20-и страниц (преподаватель имеет право увеличить объем);
  • нумерация арабскими цифрами по центру в верхнем колонтитуле;
  • поля: верхнее и нижнее 20 мм, левое 30 мм, правое 10 мм;
  • шрифт Times New Roman, кегль 12/14;
  • названия глав – кегль 16;
  • интервал между строками 1,5.

Оформление реферата правильно начать с настройки абзацев (1,25 см), нумерации страниц, выставления полей, и выравнивания по ширине. Сноски на источники указываются в тексте – помещаются в квадратные скобки, содержат номер источника и страницу.

Текст печатается на компьютере на одной стороне листов. Главы и параграфы нужно начинать с нового листа. В стандартах четких указаний по оформлению заголовков нет. Чаще всего они располагаются посередине, в конце не ставятся точки. Между названиями глав (параграфов) и текстом 2 интервала. Запрещено переносить в заголовках слова.

Таблицы, диаграммы и формулы не обязательны. Если они имеются, то размещаются по тексту. Приложения допускаются в случаях, если таблиц или диаграмм много или они превышают размеры листа формата А4.

Подготовка к написанию доклада

Рекомендуется писать доклад в несколько этапов, чтобы работа получилась цельной и интересной.

Выбор темы

Обычно преподаватели предлагают учащимся несколько тем докладов на выбор. Если это так, то при выборе темы руководствуются данными рекомендациями:

  • личные предпочтения: если тема интересна докладчику, то он расскажет о ней лучше;
  • понимание: если учащийся хорошо ориентируется в вопросе, ему будет проще отвечать комиссии после доклада;
  • сложность: некоторые темы требуют большой подготовительной работы, например, сбора статистических данных, поиска архивной информации; нужно учитывать свои возможности и время подготовки.

Как правило, набор тем соответствует изучаемой программе, и ни одна из них не должна вызывать непосильных трудностей.

Подбор литературы

Для составления доклада требуется от 10 литературных источников, а прочитать нужно еще больше, чтобы выбрать максимально подходящую информацию.

Самые надежные источники информации — учебники и научные журналы, которые можно найти в библиотеках (в том числе электронных). Сайты и веб-банки рефератов содержат много информации, но она не всегда является достоверной и требует проверки.

Составление плана

Перед началом работы над темой составляется план, который поможет выстроить доклад логично и донести необходимую информацию. План пишется не для отчетности и не для аудитории, а для себя.

Удобно делать простой план доклада, без подробных подпунктов, так как работа не очень большая по объему.

Структура (план) доклада может строиться от тезиса к аргументации или быть описательной, аналитической.

Пример плана доклада

План помогает структурировать информацию (Скачать)

Выделить акценты для читателя

У пользователя нет времени читать вашу статью. Контента в интернете так много, и ваш текст будет соревноваться с десятками других статей, постов, картинок, мемов за своего читателя. Но если уж человек и решил открыть материал, например, его привлек заголовок, то дальше он хочет за несколько секунд понять — стоит ли тратить свое время на внимательное чтение.

Чтобы читатель моментально определил ценность статьи, в тексте должны быть зацепки, акценты, выделенные элементы. Они позволяют прочитать текст бегло, по диагонали, и тогда уже принять решение — да, это полезно, или нет, это неинтересно.


Перечислим основные акценты, которые могут быть в статье.

Подзаголовки говорят читателю, чему посвящен каждый блок. Не нужно делать их абстрактными и креативными. Не «Покоряем “Ведомости”», а «С чего начать продвижение в СМИ». Пользователь за секунду считал подзаголовок, понял, о чем этот параграф, пошел дальше.

Списки — маркированные и нумерованные. Они дополнительно структурируют текст, упрощают восприятие. В этом тексте много списков, потому что мы перечисляем разные способы, подходы, форматы. Можно также делить текст на шаги, этапы, использовать конструкции «во-первых», «во-вторых».

Выделения абзацев или отдельных фраз

Иногда хочется подчеркнуть какую-то важную мысль, отдельно обратить на нее внимание читателя. Тогда можно выделить целый абзац — лучше более крупным кеглем, либо применить разметку «Врезка», «Цитата» при верстке (если вы заранее знаете, что это возможно)

Иногда достаточно выделить одно слово — полужирным, курсивом или подчеркнутым. Так, как мы сделали в этой главке. Но помните, что все хорошо в меру. Если выделить половину текста, то тогда сама суть выделения потеряет смысл.

Важно: однотипные элементы текста должны быть выделены одинаково. Например, акцентные фразы — полужирным или курсивом

Что такое научная статья

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.

Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования.

Научная новизна

Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.

Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.

Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, ­– студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.

Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».

Структура научной статьи

Научная статья состоит из следующих основных частей:

  • название статьи (заголовок),
  • аннотация,
  • ключевые слова,
  • введение,
  • основная часть,
  • заключение (выводы, анализ, обобщение, критика),
  • список литературы.

В зависимости от требований журнала, к научной статье отдельно пишут список терминов и сокращений.

Аннотация

Краткая выжимка статьи. Большинство читателей могут не дойти до самой статью, но аннотацию прочитают. В ней должна быть отражена основная идея исследования, поднимаемые вопросы и пути их решения. Объем составляет до 300 слов. Аннотацию пишут в последнюю очередь, когда работа полностью готова.

Ключевые слова

Ключевые слова дают представление о тематики направления. Необходимо обозначить 4-5 слов. По ним в любой базе данных можно будет потом найти ваш текст.

Введение

Введение — часть статьи, в которой размещаются вводные данные. Тут необходимо указать: тему, актуальность, новизну исследования, используемые методы исследования, предмет и объект исследования, цель и задачи.

Основная часть

В основной части автор должен раскрыть заявленную тему. Тут он освещает взгляды ученых, рассматривает проблему с разных сторон, указывает на нынешнее состояние.

Также в основной части подробно описывается исследование, если автор проводит практические эксперимент. Описание должно быть простое и понятное, чтобы читатель мог повторить его и удостовериться в результате. В конце основной части автор описывает результаты исследования.

Заключение

В заключение автор подводит итоги. Он вновь описывает актуальность и новизну своей работы, а также указывает, была ли достигнута цель и решены задачи

Кратко описав полученные результаты, он делает по ним выводы и рассказывает и важности результатов для научного сообщества и их практическом применении

Список литературы

В списке литературы перечисляются источники информации, которые были использованы при написании статьи. Следует отметить, что в списке обязательно должны быть сочинения ученых, считающихся признанными специалистами в данной области.

Включаются труды, которые являются основополагающими в освещаемой теме. Если используется информация из интернет ресурсов, то перечисляются материалы, размещенные в сборниках, материалах конференций.

Оформление формул

Для создания математических формул используется встроенным в Microsoft Word редактором формул.

При использовании формул приводится расшифровка. Сразу после формулы ставится запятая и слово «где», а ниже с каждой новой строки указывается расшифровка каждого значения.

Каждая формула нумеруется. Нумерация приводится справа от формулы курсивом в круглых скобках (1).

Ссылки на математические формулы приводятся в круглых скобках курсивом и сопровождаются определяющим словом. Например: согласно уравнению (10).

Пример оформления формулы

Большие формулы выносятся в приложение (Скачать)

Пошаговая инструкция по написанию научной статьи


Шаг 1. Выберете тему. Чем она уже, тем лучше. В то же время тема должна быть актуальной для вашей научной сферы. И конечно же, тема должна быть интересной.

С этим может помочь научный руководитель. Скорее всего, у вас уже какие-то наработки, а научный руководитель поможет правильно сформулировать тему.

Шаг 2. Выберете научного руководителя. Аспирант может писать статью самостоятельно, а вот студенту рекомендуется все же выбрать научного руководителя. Научник поможет подобрать необходимую литературу, структурировать материал, оформить текст под требования журнала.

Шаг 3. Определитесь с местом публикации статьи. Изучите современные научные журналы, а особенно их требования для авторов.

Шаг 4. Подберите и изучите литературу по выбранной теме. Ее должно быть достаточно для освещения вашей темы. Если тема настолько новая, что ее почти не освещали, можно стать первопроходцем. Но тут надо быть готовым к ряду трудностей.

Шаг 5. Составьте план работы. Если вам не хватает материала, то беритесь за дополнительные исследования или изучение литературы.

Шаг 6. Структурируйте собранный материал. Работая над анализом и обобщением собранной информации, не забывайте о наглядности и доступности своей работы. Используйте в качестве доказательства своих рассуждений графики и диаграммы.

Шаг 7. Оформите работу по требованиям журнала.

Что такое реферирование научной статьи

Реферирование научной статьи — сокращенный пересказ текста с выделением основополагающих пунктов. Объем первоначального текста при реферировании уменьшается в несколько раз. При этом логика повествования обязательно должна быть сохранена.

Реферирование часто используется для научных статей. Для аспирантов или кандидатов реферат со списком всех научных публикаций составляет научный руководитель.

Реферирование позволяет быть в курсе последних научных разработок, помогает с поиском идей, помогает сопоставить новые данные с уже существующими.

Существуют реферативные журналы по разным дисциплинам, которые печатают рефераты актуальных научных работ.

С появлением электронных баз данных реферативные журналы стали неактуальными. Ученый в любой момент может по аннотации найти в нужной базе необходимое исследование, а не дожидаться выхода свежего выпуска журнала.

Вопрос четвертый: «Как писать?»

Когда ты знаешь, о чем будешь писать (хотя бы примерно), можно начинать.

Во-первых, надо собрать материал . Если взял для статьи тему диплома или курсовика – найди и просмотри все материалы, которые собирал. Наверняка у тебя есть какие-то расчеты, таблицы, графики. Если ты гуманитарий, то как минимум должны быть цитаты, выдержки. Начни с того, что уже есть.

Дальше – поищи другие статьи на твою тему. С вероятностью 146% ты не первый, кто взялся исследовать эту тему. На сайте «Молодого ученого» в самом верху есть кнопка «Поиск»: воспользуйся ей! Поищи статьи в .

Помогут и обычные поисковики: Google и Яндекс, но с ними нужно быть осторожнее: отделяй серьезные источники от развлекательных. Ответы@Mail.Ru или сайт с рефератами – не лучший выбор. Будь осторожен и с Википедией: можешь почитать ее, чтобы в чем-то быстро разобраться, но цитировать ее не стоит.

Можно сходить в библиотеку: даже в XXI веке хорошие книги никто не отменял. Поищи по каталогу или попроси помочь библиотекаря.

Затем, когда материал более или менее подобран, задай структуру статьи . Например, вот такую:

  • Название
  • Аннотация (не обязательно)
  • Ключевые слова (не обязательно) — попробуй наш нанотехнологичный сервис АВТОМАТИЧЕСКОГО формирования ключевых слов !
  • Введение
  • Основная часть
  • Выводы
  • Литература

Для удобства можешь взять за основу образец «Молодого ученого» .

Ну и как там говорил нам Гоголь? «Возьмите хорошенькое перышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните…». Так же и ты. Открой Word – и начинай писать.

Начни с введения . Определи проблему исследования – о чем будет твоя статья. Проанализируй, как твою проблему изучали другие ученые: какие давали определения, с каких сторон и в каких аспектах они изучали тему. Не бойся цитировать статьи и книги: без цитирования никакой науки не бывает.

Четко пойми разницу между цитированием и копированием . Любой чужой фрагмент текста, который ты используешь, обязательно бери в кавычки и указывай номер источника в квадратных скобках. Чужой текст без кавычек в твоей статье – это плагиат. А плагиат – это очень плохо.

Затем переходи к основной части . Здесь описываются твои результаты. Если ты будущий айтишник и написал программу – расскажи о ней и покажи скриншоты и фрагменты кода. Если ты социолог и провел исследование – приведи вопросы, графики и таблицы. Если ты учишься на бухгалтера и проходил практику в какой-то фирме – представь анализ отчетности. Если готовишься стать учителем – расскажи о педагогическом эксперименте или открытом уроке. Смысл должен быть понятен: основная часть – это то, что сделал, проанализировал, изучил, понял ты сам.

По ходу написания текста формируй список литературы . Каждый источник (статья, книга, интернет-ресурс и т.д.), который ты используешь, должен быть указан. Чтобы правильно оформить ссылки на источники, можешь воспользоваться онлайн-помощником .

Не забудь сделать выводы . Кратко, буквально в одном-двух абзацах, расскажи, к каким результатам ты пришел.

Когда текст статьи готов, придумай подходящее название .

Структура письменной части доклада

Стандартный доклад состоит из четырех частей: вводной, основной, заключительной и библиографической. Каждый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист и необходимы только, если вы сдаете работу в письменном виде на проверку.

Введение

Введение вводит читателей и слушателей в курс проблемы. Здесь формулируется основная задача работы или тезис, который предстоит обосновать. Вводная часть содержит информацию об актуальности вопроса, цели и задачи работы.

В некоторых докладах перед введением идет вступление, которое представляет информацию о докладе в максимально сжатой форме (не более 1-2 абзацев).

Пример введения в докладе

Введение должно заинтересовать слушателей (Скачать)

Основная часть

Главный раздел доклада — это его основная часть, которая находится между введением и заключением. Здесь приводится ключевая идея работы, пишутся главные факты или рассуждения, добавляются необходимые описания, иллюстрации, сравнения.

В докладах по техническим специальностям нередко бывают нужны таблицы с численными данными, формулы, схемы, диаграммы, графики и т.п.

Пример основной части в докладе


На основании приведенных в основной части данных делаются выводы по работе (Скачать)

Заключение

Заключение доклада содержит выводы, составленные на основе собранной информации. В заключении учащийся обобщает результаты проделанной работы, вкратце повторяет основные идеи и их анализ. В некоторых случаях студент может высказать в заключении свои наблюдения и точку зрения по теме.

Пример заключения в докладе

Заключение должно быть логическим итогом работы (Скачать)

Список использованных источников

В конце доклада приводится список использованных источников. К ним относятся учебники, статьи, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.

Список составляется в алфавитном порядке или по порядку упоминания в тексте. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.. Однако требования к оформлению доклада не такие строгие, как для рефератов, курсовых и т.д., это зависит от преподавателя.

Каждый источник, указанный в списке, должен упоминаться и иметь ссылку в основном тексте.

Пример списка литературы в докладе

Рекомендации по объему структурных элементов научной статьи

Структурная часть Характеристика Объем Перевод на английский язык Заголовок Должен быть информативным и привлекать внимание читателей 10-12 слов При переводе заголовка не должно быть транслитераций с русского Сведения об авторах ФИО, название организации, город, страна, год Нет ограничений Транслитерация ФИО должна быть единой для всей работы Аннотация Должна кратко описывать содержание работы. Пишут аннотацию тезисно, короткими предложениями 600 знаков В некоторых издательствах перевод аннотации на английский язык обязателен Ключевые слова Отражают основное содержание работы

По ним статья должна быстро находиться в базах научных работ 5-10 штук В некоторых издательствах перевод ключевых слов на английский язык обязателен Введение Дает вводные данные о работе: цели, задачи, актуальность, предмет и объект исследования, гипотеза, структура 10% от работы Перевод на английский язык тщательно проверяется издательством Методы Детальное описание методов исследования, ход эксперимента, условия, материалы, оборудование 10% от работы Перевод на английский язык тщательно проверяется издательством Результаты Описываются фактические результаты исследования (текст, таблицы, графики, диаграммы, уравнения, фотографии, рисунки) 10% от работы Перевод на английский язык тщательно проверяется издательством Заключение Автор указывает не только выводы на основе результатов, но и дает прогноз развития изучаемого вопроса, говорит о практическом применении результатов 10% от работы Перевод на английский язык тщательно проверяется издательством Благодарности Благодарности консультантам, соавторам, другим исследователям 2-3 предложения Перевод на английский язык тщательно проверяется издательством Список использованной литературы Рекомендуется брать авторитетные источники с высоким индексом цитирования 5-6 источников При переводе на английский язык порядок, в котором приводятся источники, сохраняется

Правильное оформление и наполнение списка литературы в реферате, курсовой, дипломной работе

В России нюансы оформления научной работы прописаны в едином Межгосударственном стандарте –ГОСТ 7.1-2003 и ГОСТ 7.80-2000. На основании данного нормативного документа должен оформляться каждый список литературы. Многие учебные заведения или отдельные преподаватели руководствуются собственными методичками, предлагая их студентам в качестве инструкции по оформлению диплома по ГОСТ или написанию научной работы. Ниже будет предложена базовая схема формирования списка литературы, но при наличии рекомендаций со стороны ВУЗа или куратора вашей работы, настоятельно рекомендуем использовать исключительно их.

Список литературы или библиографический список?

Оказывается, озаглавить перечисление литературных источников тоже непросто. Многие университеты выдвигают собственные требования даже к словосочетанию в заголовке. Встречаются следующие варианты названия:

  • Допускается словосочетание «список литературы» с необязательным добавлением слов «использованной», «используемой».
  • Существует словосочетание «библиографический список», являющееся синонимом к вышеприведенному.

Эти варианты являются производными от простых «литература» и «библиография». Они также могут выступать в роли заглавия для составляемого списка литературы. При отсутствии конкретного руководства по данному вопросу разумнее всего будет использовать любой из предложенных вариантов.

Пример оформления книг в библиографическом списке

Заполнение списка литературы источниками

  1. Наиболее современные (не старее 3-4 лет от момента проведения исследования).
  2. Источники последних 10-20 лет издания – не более 30% от общего числа в списке литературы. Если конкретное исследование имеет современную историю, то неразумно задействовать более старую информацию.

При их внесении в список литературы стоит учесть ряд нюансов:

  • Источники значительной давности применяются наравне с современными при условии, что их содержание полностью соответствует теме исследования.
  • Каждый источник в обязательном порядке упоминается в работе при помощи сноски (библиографической ссылки). Подробную информацию можно получить в статье о правилах оформления ссылок на литературные источники.
  • Максимальную научную ценность для исследования составляют: журнальные статьи, монографии, выборки из статистики и прочие специализированные материалы по теме работы. Учебники и пособия менее ценны в данном плане.
  • Любые законы и акты должны представляться в последней своей редакции с указанием даты и источника их первой публикации.

Количественное требование к оформлению списка литературы предполагает наличие:

  • 10 и более источников при написании реферата,
  • 20 и более источников при написании курсовой работы,
  • 40 и более источников при написании дипломной работы (ВКР).

Дополнительные условия размещения представлены в ГОСТ 7.1-2003.

Помимо алфавитного порядка размещения источников стоит учесть нюансы распределения литературы в списке по типовой принадлежности.

Образец оформления Интернет-ресурсов в списке литературы

Если конкретные методические рекомендации по оформлению каждого из указанных источников отсутствуют, то необходимо руководствоваться пунктами ГОСТа. Рассмотрим детальнее примеры оформления различных видов библиографических источников.


С этим читают