Урок 17системная среда windows

Диалоговые окна

Диалоговые панели могут включать несколько вкладок, переключение между которыми осуществляется щелчком мышью по их названиям. На диалоговой панели размещаются разнообразные управляющие элементы:

  • вкладки – «страницы» диалогового окна
  • командная кнопка – обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение;
  • текстовое поле – в него можно ввести последовательность символов;
  • раскрывающийся список – представляет собой набор значений и выглядит, как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелкой;
  • счетчик – представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле;
  • флажок – обеспечивает присваивание какому – либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика, когда флажок установлен, в нем присутствует «галочка»;
  • переключатель – служит для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форе маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри;
  • ползунок – позволяет плавно изменять значение какого – либо параметра.

Контрольные вопросы:


  1. Что такое графический интерфейс?
  2. Какие операции можно выполнять с помощью мыши?
  3. Перечислите элементы графического интерфейса Рабочего стола Windows.
  4. Перечислите элементы графического интерфейса окна папки Windows.
  5. Перечислите управляющие элементы диалогового окна.
  6. Что такое контекстное меню и как его вызвать?

Разгадайте

Практические задания: Изменение фона рабочего стола

  1. Откроем контекстное меню Рабочего стола и выберем команду Свойства
  2. В диалоговом окне Свойства: Экран выбираем вкладку Рабочий стол
  3. В списке Фоновых рисунков выбираем Фиолетовый цветок
  4. В списке Расположение выбираем команду Растянуть (по умолчанию)
  5. Последовательно нажимаем командные кнопки Применить и ОК

Изменение заставки

  1. Откроем контекстное меню Рабочего стола и выберем команду Свойства
  2. В диалоговом окне Свойства: Экран выбираем вкладку Заставка
  3. В раскрывающемся списке Заставка выбираем заставку Сквозь вселенную
  4. В счетчике Интервал выставляем значение 1 минута
  5. Для просмотра заставки нажимаем командную кнопку Просмотр (старайтесь мышью не двигать)
  6. Последовательно нажимаем командные кнопки Применить и ОК

Скрываем панель задач

  1. Откроем контекстное меню Панели задач и выберем команду Свойства
  2. В диалоговом окне Свойства Панели задач и кнопки «Пуск» отмечаем флажок Автоматически скрывать панель задач
  3. Последовательно нажимаем командные кнопки Применить и ОК

Практическая работа 1.5 Настройка графического интерфейса для операционной

системы Linux

Аппаратное и программное обеспечение. Компьютер с установленной операционной системой Linux.

Цель работы. Научиться настраивать графический ин­терфейс операционной системы Linux.

Задание. В операционной системе Linux осуществить на­стройку графического интерфейса в среде KDE.

Варианты выполнения работы:

настроить различные параметры графического интер­фейса.

Настройка графического интерфейса в среде

KDE

В операционной системе Linux осуществим настройку графического интерфейса в среде KDE.

  1. 1.В операционной системе Linux в меню выбрать пункт Центр управления KDE.
  2. 2.В левой части появившегося диалогового окна Центр управления KDE активизировать ссылку (например, Хранитель экрана).
  3. 3.В появившемся справа диалоговом окне Хранитель экрана установить нужные параметры. Выбрать из спис­ка заставку (например, Часы.) и с помощью счетчика установить, через сколько минут бездействия она появ­ляется (например, 10 мин.).

Происхождение термина «виджет»

Употребляется примерно с 1920-х годов в американском английском для обозначения простой, но необходимой вещи, маленького изделия, название которого временно забыто говорящим. Online Etymology Dictionary предполагает, что на его форму могло повлиять слово англ. gadget или же оно происходит от англ. which it — «этот, как его». Другие словари предполагают словослияние «window gadget» (букв. «оконное приспособление»), также произошедшее в начале XX века.

Слово «виджет» также используется и как название класса вспомогательных мини-программ — графических модулей, которые размещаются в рабочем пространстве соответствующей родительской программы и служат для украшения рабочего пространства, развлечения, решения отдельных рабочих задач или быстрого получения информации из интернета без помощи веб-браузера.

Функциональные опции

Механизм функциональных опций позволяет определить в конфигурации ту функциональность, которая может использоваться или не использоваться при внедрении в зависимости от потребностей конкретной организации. Различные элементы конфигурации (объекты, реквизиты, команды) могут быть привязаны к функциональным опциям. При внедрении можно управлять включением и выключением функциональных опций в конкретной информационной базе. Система при этом будет автоматически включать и выключать отображение всех соответствующих элементов интерфейса (полей, команд, колонок списков, элементов отчетов). Подробнее…

Способы взаимодействия человека с техникой

С развитием техники меняются и способы взаимодействия с ней. Ранее самыми распространенными были технические, графические и кнопочные интерфейсы. Примером технического можно назвать обычный кабель, соединяющий два различных устройства, например, телевизор и ноутбук. Через него обычно передается звук и видеосигнал. Графика присутствует на мониторах и часто визуально копирует кнопочный интерфейс, привычный рядовому пользователю.

Вам будет интересно:Как изменить место сохранения загружаемых файлов: несколько простейших примеров и решений


В настоящее время все популярнее становятся голосовые помощники, постепенно вытесняя другие варианты взаимодействия человека и техники. Голосом можно давать команды телефону, планшету и другим устройствам, в том числе и системе «Умный дом», используя встроенные функции и управляя различными техническими приборами.

Командная строка в операционной системе также представляет собой интерфейс, близкий к графическому. Она является неким средством для взаимодействия разработчиков, системных администраторов и продвинутых пользователей с компьютером. Особо стоит выделить нейрокомпьютерный интерфейс, соединяющий мозг с компьютерным устройством. В эту категорию входят, например, слуховые протезы. В интернет-среде и сфере digital слово «интерфейс» ассоциируется с оформлением сайтов, кнопками, формами и компьютерными программами. Это так называемый GUI (Graphical User Interface) – графический интерфейс пользователя. Его разработкой занимается специалист по юзабилити или дизайнер-проектировщик. В этой статье будут рассмотрены элементы именно графического интерфейса.

Типовые элементы интерфейса

  • Аккордеон (accordion)
  • кнопка (button

    сдвоенная кнопка (split button) — кнопка, вызывающая список со вторичным(и) действием(и) (кнопками)

    )
  • радиокнопка (radio button)
  • флаговая кнопка (check box)
  • кнопка переключатель (toggle button) — может находиться в одном из двух состояний: активна или неактивна
  • значок (иконка, icon)
  • список (list box)
  • дерево — иерархический список (tree view)
  • раскрывающийся список (combo box, drop-down list)
  • метка (label)
  • поле редактирования (textbox, edit field)
  • элемент для отображения табличных данных (grid view)
  • меню (menu)
    • главное меню окна (main menu или menu bar)
    • контекстное меню (popup menu)
    • ниспадающее меню (pull down menu)
  • окно (window)
    • диалоговое окно (dialog box)
    • модальное окно (modal window)
  • панель (panel)
  • вкладка (tab)
  • панель инструментов (toolbar)
  • полоса прокрутки (scrollbar)
  • ползунок (slider)
  • строка состояния (status bar)
  • всплывающая подсказка (tooltip, hint)

Встречаются и другие элементы управления, которые могут не входить в некоторые наборы:

  • Радиальное меню (pie menu или radial menu) — кольцевое меню вокруг курсора. Выбор пункта меню осуществляется движением курсора в направлении пункта меню.
  • Кнопка последовательного выбора — элемент, значение в котором выбирается последовательным нажатием мыши по нему. В отличие от раскрывающегося списка, такая кнопка не позволяет видеть другие значения, кроме выбранного.
  • Счётчик — двунаправленный вариант для числовых значений. Нажатие на кнопку позволяет изменить значение параметра на единицу в большую или меньшую сторону.
  • Heads-up display — отображение поверх всех элементов значения каких-то параметров либо важных сообщений.
  • Пузырь — подсказка наподобие филактера в комиксах, которая указывает на элемент — источник сообщения.
  • Валкодер — вращающийся элемент управления наподобие ручки настройки во многих радиоприёмниках. Может быть как одно- так и многооборотным.
  • Скрываемый виджет — элемент, позволяющий скрыть часть элементов управления, когда они не используются.
  • Индикатор уровня (Level Indicator) — элемент для индикации значения какой-либо величины. Иногда вместо него используется индикатор процесса, но некоторые руководства (к примеру, HIG от Apple) запрещают подобную практику.

Microsoft Windows VISTA

Меню «Пуск» претерпело множество изменений. Теперь в нижней его части стала доступна строка поиска, которая по совместительству может реализовывать функции пункта «Выполнить». Разработчики добавили возможность открытия командной строки (cmd) из любого каталога. Для этого, удерживая SHIFT, необходимо нажать правую кнопку мыши, и в контекстном меню выбрать появившийся пункт «Открыть окно команд».

В Windows VISTA впервые был использован графический интерфейс Aero, который представляет собой полупрозрачные окна, являющиеся не только практичными и удобными, но и красивыми. Широкие возможности по изменению цветового оформления системы позволили сделать каждому пользователю свою уникальную Windows. Из нововведений также можно выделить полноценную поддержку DX10. Стоит напомнить, что Windows XP поддерживает лишь 9 версию DirectX. Интересным также стало наличие гаджетов рабочего стола, которые могут помочь узнать погоду, время, загруженность процессора и многое другое.

Хлебные крошки

Хлебные крошки являются визуальным представлением постраничной иерархии сайта. Пользователь должен понимать, в каком разделе сайта он находится, и к какой категории относится страница. Очень удобная вещь, как в плане навигации по сайту, так и как источник дополнительной перелинковки страниц (что любят поисковики, так что популярность этого элемента всё время растёт). Располагают их выше содержимого страницы, слева направо.

Текущая страница выделяется цветом

Текущая страница никак не выделяется. Авторы сыграли на логике посетителя)

Текущая страница никак не выделяется. Зато выделены корневые страницы

Формы

Формы на сайтах требуются для того, чтобы оставить комментарий, или чтобы совершить некий платёж. Как и в примере с регистрацией, здесь тоже важна максимальная простота. Ведь пользователи не любят долго копаться с забиванием символов и думать, что куда вписать.

Лучше включить возможность просмотра, на каком этапе заполнения находится пользователь, и сколько ещё осталось до конца. Так же желательно разделять этапы по категориям (общая информация, контакты и т.п.)

На этой странице вы можете наблюдать процесс поэтапного заполнения формы


Ещё один пример поэтапного заполнения формы. Активная стадия выделяется цветом

Другой вариант оформления — активный процесс открывается в новой вкладке

Список записей

Блоги всё популярней, и у каждого есть список постов, что логично. Каждый такой список состоит из «превьюшек» постов. А «превьюшки» , в свою очередь, из заголовка статьи, краткого содержания, количества комментариев и тому подобной общей информации. Главный акцент мы всегда делаем на названии. Оно должно быть крупным, раскрывающим тему, без лишних слов и содержаться в тегах h1 или h2. «Превьюшка» должна заинтриговать читателя, чтобы у него появился интерес посмотреть пост, полазить по сайту.

Отличный дизайн: содержит заголовок, автора, категорию, количество комментариев и ретвитов, сам текст, картинку и кнопку «читать далее»

В развёрнутом виде отображается только последняя запись, остальные — в виде небольших «превьюшек». Такой вариант экономит место .

Каждая запись оформлена в виде страницы блокнота

Начало развития графического интерфейса, 85-й год

Более заметно начинает развиваться графический интерфейс после выпуска рабочей среды GEOS на компьютерах Apple и Commodore 64, а также чуть позднее оптимизированной для железа от IBM. В комплектации окружения GEOS содержался простой текстовый редактор, календарь и еще несколько полезных программ, имевших наибольшую популярность. Наработки данной среды даже успели установить на некоторые мобильные устройства, в числе которых были коммуникаторы от Nokia.

В этом же году на свет появилась Amiga Workbench, базирующаяся на движке Intuition. Эта разработка позволяла отслеживать все вызванные пользователем входные события – нажатия клавиш, перемещение курсора. Разработчики одними из первых показали такие нововведения, как анимация иконок и настройка внешнего вида курсора.

Этот период также ознаменовался выходом первой версии операционной системы от Microsoft – Windows 1.0.

Предок популярнейшей сегодня системы также не был лишен собственных отличительных черт. Функциональная нижняя панель, где могли размещаться иконки программ, уже присутствовала в первой версии системы. Непривычным стало то, что возможность размещения окон внахлест не была предусмотрена, а вместо этого они располагались изолированно.

Эпоха командной строки

Изначально все задачи выполнялись только лишь при помощи командной строки, графический пользовательский интерфейс появился значительное позже самой системы. Никто даже не мог мечтать о чем-то более привлекательном, кроме «черного» терминала. Все сотрудники (ученые, инженеры), имеющие потребность в использовании компьютера, в те времена работали именно посредством командной строки. Увидев сейчас, как человек набирает на черном экране множество рядков с текстом, вы, скорее всего, очень удивитесь.

Представьте: для того чтобы добраться до каталога при желании прослушать любимую композицию или открыть свое фото необходимо набирать вручную несколько текстовых строк. Не слишком удобно, не правда ли? Гораздо приятнее сделать пару кликов мышкой и оказаться в нужной папке, где можно с комфортом пролистать весь свой альбом и добавить желаемую музыку в список воспроизведения. Хотя в 70-х еще и не задумывались об использовании компьютера в таких целях, это были чисто рабочие машины, используемые для решения серьезных задач.

Почему WIMP-интерфейс до сих пор с нами?

Преимущества:

  • Использование знакомых метафор и простой способ взаимодействия («видеть и указывать») позволяет довольно быстро обучиться взаимодействию с пользовательским интерфейсом.
  • Единообразие элементов интерфейса создаёт единый стандарт взаимодействия для большинства приложений с которыми может столкнуться пользователь, что позволяет переносить пользовательский опыт между различными приложениями.

Недостатки:

  • WIMP-интерфейс плохо приспособлен для удовлетворения потребностей как новых, так и продвинутых пользователей. Для того чтобы продуктивно выполнять свою работу, двум типам пользователей подойдут пользовательские интерфейсы различной сложности.
  • В связи с ограниченностью экранного пространства, ограничено и множество функций приложения, которые можно предоставить пользователю.
  • Из-за очень простого способа взаимодействия («видеть и указывать»), у пользователя нет возможности естественным образом передавать сложные намерения.
  • Ярлыки — они позволяют располагать иконки объектов в легко доступных для пользователя местах независимо от настоящего расположения объекта.
  • «Горячие клавиши» — позволяют сократить время вызова команд приложения, что несколько повышает эффективность работы продвинутых пользователей.
  • Жесты окнами — такие жесты позволяют упростить изменение расположения окон приложений (правый край — на пол-экрана, верхний угол — на полный экран).
  • Виртуальные рабочие столы — позволяют расширить рабочую область за счёт добавления виртуального экранного пространства.
  • AR UI — взаимодействие с виртуальными элементами интерфейса в реальном окружении
  • VR UI — погружение пользователя в виртуальное окружение
  • Голосовой UI — передача команд компьютеру на естественном языке
  • Жестовый UI — передача команд компьютеру через движение частей тела
  • Осязаемый UI — взаимодействие c реальными объектами
  • Нейрокомпьютерный UI — передача команд компьютеру через мыслительные процессы
  • Жестовое меню — эффективная замена списочному и радиальному меню
  • Управление взглядом — замена компьютерной мыши
  • Предсказывание движения курсора — обучение особенностям поведения пользователя
  • Датчик давления для мыши — возможность расширить выразительность обычного нажатия кнопки
  • ZUI (Zoomable User Interface) — сложно объяснить, быстрее будет увидеть
  • Тегирование файлов — удобный поиск файлов, позволяющий абстрагироваться от иерархической структуры файловой системы

Использование форм в вебе и операционных системах

К основным элементам интерфейса можно отнести различные формы, без которых не обходится ни один сайт. Но и сама форма является интерфейсом. Она состоит из нескольких видов контролов. Например, в формах есть поля для ввода и поля для выбора, кнопки, контекстные подсказки в виде псевдоссылок и другие элементы для взаимодействия с пользователем. Также в них содержится механизм валидации, который проверяет правильность заполнения полей и объясняет последующие действия, если допущена ошибка. Текстовые формулировки и описание действий в случае неправильного заполнения формы должны быть четкими и понятными пользователю.

В операционной системе формы являются частью раздела настроек. По этому типу элементов интерфейса можно заметить разницу в принципах построения системы взаимодействия с пользователями различными разработчиками.

Например, в операционной системе Windows в окнах с формами можно увидеть множество подтверждающих и отменяющих действия кнопок. В случае с MacOs, нигде в настройках таких кнопок не будет, потому что все действия применяются или отменяются автоматически. Поэтому люди, которые начинают пользоваться MacOS после Windows, сложно привыкают к новой системе, а потом нервничают, если вновь нужно начать работать с системой с кнопками подтверждения или отмены. С другой стороны, в процессе работы с Windows у пользователя формируется уверенность в собственных действиях и снижается страх совершить непоправимую ошибку и что-то испортить в системе.

Библиотеки элементов интерфейса

В каждой оконной системе существует свой набор «родных» элементов с интерфейсом низкого уровня для работы с ними. Одни библиотеки элементов управления — это высокоуровневые «обертки» к имеющимся стандартным виджетам, упрощающие работу с ними и расширяющие их функциональность. Другие предоставляют свой единый программный интерфейс для программирования интерфейса пользователя в нескольких платформах или оконных системах, и с целью обеспечения кроссплатформенности приводят их к единому для всех платформ API. Третьи предоставляют кроссплатформенные возможности за счёт собственной, платформонезависимой, реализации элементов управления.

  • Кроссплатформенные, на основе Java
    • Standard Widget Toolkit — в составе проекта Eclipse
    • Swing — разработка Sun, компонента Java Foundation Classes (JFC) на основе AWT
    • AWT — частично устаревший Abstract Windowing Toolkit (Sun, )
    • JavaFX — платформа для разработки RIA на Java
  • Кроссплатформенные, на основе C/C++, с возможностью использования в других языках
    • Tk
    • GTK+
    • Qt
    • wxWidgets (wxWindows)
    • IUP
    • FOX toolkit
    • FLTK
  • Кроссплатформенные, на основе Pascal
    • LCL
    • CLX — адаптация интерфейса Qt[источник не указан 2465 дней] для Borland Delphi & Kylix
  • Кроссплатформенные, на основе AJAX
    • Dojo
    • ExtJS
    • YAHOO User Interface library
  • Под AmigaOS
    • Intuition
    • Reaction
    • MUI (Magic User Interface)
  • Под AROS

    Zune

  • Под DOS
    • Turbo Vision — в составе Borland Turbo Pascal 6.0/7.0, текстовый интерфейс
    • Zinc — библиотека для Borland С++
  • Под Microsoft Windows
    • Windows API
    • Microsoft Foundation Classes
    • Windows Template Library
    • Object Windows Library (Borland Pascal 7.0, графический интерфейс)
    • Visual Component Library (Borland Delphi)
    • Windows Forms
    • Windows Presentation Foundation (или Avalon)
  • Под Unix — для X Window System
    • Xlib
    • Xt
    • Xaw
    • Motif (Open Motif, LessTif)
  • Под BREW

    BUIW

  • Графический интерфейс для игр
    • MyGUI
    • GWEN
    • CEGUI

Новая страничка в истории Windows

1995-й год ознаменовался выходом легендарной системы Windows 95, интерфейсом которой по большому счету мы сейчас и пользуемся.

Неудивительно, что система получилась весьма привлекательной и эргономичной, ведь над ее дизайном трудились не только программисты и художники, но и физиологи, психологи, биологи и масса других привлеченных профессионалов. Например, такой элемент, как системные часы, недаром занял правый нижний угол. Сделано это было с учетом того, что человек лучше воспринимает информацию, расположенную по правую руку от него. Все последующие системы Microsoft использовали основные наработки, созданные для 95-й Windows.

Реализация

Стандартные элементы интерфейса

Для стандартных элементов интерфейса из Android SDK и вспомогательных библиотек Android Support Library или Design Support Library добавьте краткое локализованное описание в отдельной строке (то есть укажите в ней тип или состояние элемента).

Не добавляйте описание в значения атрибутов , или .

Специальные элементы интерфейса

Если вы создаете элементы интерфейса с собственными представлениями, расширьте наиболее подходящий для них подкласс . Представление сохранит максимально допустимое число функций для взаимодействия с программами чтения с экрана на Android. Кроме того, в большинстве случаев приложение будет безошибочно определять, как лучше указывать тип и состояние представления.

Используя класс или метод , приложение может менять вид пользовательских представлений (включая их тип и состояние) для программ чтения с экрана. При этом необходимо, чтобы представление напрямую управляло своим видом класса .

Если у представления сложная структура или оно рассчитано на выполнение нескольких действий, используйте класс . Программам чтения с экрана на Android будет проще обрабатывать такие представления.

Microsoft Windows XP

Незначительные изменения в Windows Millennium не повлияли на дальнейшее развитие операционной системы. Следующим решительным шагом Microsoft стала Windows XP, набравшая невероятную популярность. Система была выпущена 25 октября 2001 года. В дальнейшем компьютеры посетила и ее 64-битная версия. Помимо великолепной поддержки различного оборудования, высокой производительности и надежности, XP выделилась не только удобным, но и весьма привлекательным интерфейсом. Три предустановленные цветовые темы (стандартная голубая, серебристая и оливковая) выглядели очень заманчиво, а те пользователи, кому их не хватило, могли выбрать подходящее оформление на просторах интернета.

Оформление системы предоставило великолепные возможности для работы с цифровыми изображениями, музыкальными треками и видеофайлами, а встроенная система поиска неплохо справлялась со своими задачами. Также было переработано средство для создания домашней сети, что значительно облегчило процесс настройки. Система была настолько удачна, что многие пользователи до сих пор не могут расстаться с ней. Windows XP сейчас еще можно встретить в университетах и школах на уроках по такому предмету, как информатика, графический интерфейс которой является одним из азов освоения операционной системы.

Радиокнопка

    Радиокнопка (Radio button), или переключатель — элемент интерфейса, который позволяет пользователю выбрать одну опцию (пункт) из предопределенного набора (группы). Радиокнопки представляют собой элемент круглой (реже — квадратной или ромбовидной) формы, а выбранный элемент выделяется чаще всего точкой внутри. Рядом с кнопкой располагается описание выбираемого элемента. Радиокнопки располагают группами по несколько штук, причём в любой момент выбрана может быть только одна кнопка из группы.

рис.  2 группа радиокнопок

    При инициализации приложения какая-либо кнопка из группы, как правило, уже выбрана, но технически возможно оставить не выбранной ни одну. В такое состояние группу радиокнопок привести средствами только самих радиокнопок невозможно.     Управление радиокнопками может совершаться как при помощи мыши, так и с клавиатуры. 


С этим читают