Оглавление
- С какого возраста нужно учить детей программированию?
- Что ждет после обучения в Школе программистов?
- Основные направления и языки программирования
- Программа
- Kodu Game Lab от Microsoft
- Scratch Junior и Scratch от MIT Media Lab
- Учебный процесс и неформальное общение
- Можно ли учиться программированию в игровой форме?
- Резюмируя
- Курсы по C#/C++ (ТОП-5)
- Kodland
С какого возраста нужно учить детей программированию?
Универсального возраста нет. Сейчас чаще всего инициатором обучения программированию становится родитель. Кто-то приводит ребенка в 6 лет, кто-то в 12. Это не значит, что одни опоздали, а другие пришли рано. Все зависит от готовности родителя к этому шагу.
Часто родителям просто неловко приводить детей на курсы цифрового творчества, когда повсюду борются с зависимостью от гаджетов. Или, скажем, у них дочка — и они где-то прочитали, что «по статистике» девочки не предрасположены к программированию. Но когда взрослые сами сталкиваются на работе с ощущением, что остались за бортом технологического прогресса и не могут претендовать на перспективные профессии, они меняют отношение к гаджетам и решают дать детям цифровые навыки и навыки программирования. Чтобы дети в свою очередь чувствовали себя свободными в будущем и уже сейчас пробовали разные инструменты и технологии. Однако каждый родитель по-своему чувствуют ребенка и по-разному созревает для этого решения.
Маленькие дети воспринимают гаджеты и разные программы, как нечто, созданное не людьми, а какими-то волшебниками, или присланное к нам из космоса. Например, в нашей практике было несколько случаев, когда дети предполагали, что облако iCloud — это самое настоящее облако над нашими головами, в котором хранится информация.
Есть родители, которые приводят ребенка к нам уже в 6 лет, чтобы познакомить с компьютером и обеспечить ему наиболее комфортный вход в мир IT. Это позволяет избежать ситуации, когда ребенок открыл ноутбук и там залип, а родитель чувствует, что потерял контроль над процессом.
В школе программирования. Фото из архива автора
Для детей от шести лет у нас есть курс компьютерной грамотности, где ребенок через игру знакомится с устройством компьютера, клавиатуры, мыши, файловой системы, программ. Для ребенка это комфортный вход в сопровождении преподавателей.
Некоторые родители приводят к нам ребят 9-12 лет, которые много времени проводят в играх. Родители не понимают, как с этим бороться, и хотят перевести увлечение ребенка в полезное русло. В таком случае ребенок уже прекрасно знаком с компьютером и, вполне возможно, у него есть куча идей для собственных игр — а тут он узнает, что уже сейчас может начать программировать, воплощать их в жизнь и чувствовать себя самым крутым на районе. Это сильная мотивация, которая помогает превратить бесконтрольное увлечение в созидательный процесс.
Как правило, дети очень круто серфят в интернете, пользуются гаджетами и приложениями — но у них нет мотивации разобраться, как все это устроено, потому что им никто не рассказывает, что уже в 10-12 лет можно самостоятельно создавать свои игры, сайты, видео и приложения. Более того, у них нет ассоциации между уроками информатики в школе и возможностью делать свои IT-проекты.
Они думают только о ближайшем ЕГЭ, ради которого готовы работать. Но если им предложить запрограммировать своего бота, который будет помогать решать задачи, то у них тут же появится интерес. Потому что это будет про их реальную жизнь — про фан, хайп и решение реальных проблем. В этот момент они понимают, что технологии упрощают жизнь. Что технологии — это круто и современно, это новый способ быть модным.
По моему мнению, не стоит дожидаться поступления в вуз, чтобы ребенка там обучили основам программирования. Это неправильная история — когда все надежды на получение профессиональных навыков ложатся исключительно на высшее учебное заведение. Любое высшее учебное заведение устроено по принципу «30% материала тебе дают, а 70% ты изучаешь сам». Ребенку будет крайне полезно попробовать взрослые языки программирования, технологии и программы уже в школе. Тогда во взрослом возрасте он сможет свободнее ориентироваться в том, какие знания, дисциплины и технологии ему необходимы.
По нашим оценкам, только 25% родителей в Москве знают, что в принципе существует возможность учить детей компьютерной грамотности и программированию. Эту ситуацию, конечно же, нужно менять.
Что ждет после обучения в Школе программистов?
Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.
Елизавета Караваева
МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)
Георгий Зайцев
МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.
Аким Кумок
Я училась в школе программистов 2 года, изучала языки программирования C++ и Python. Занятия проводили очень грамотные преподаватели. Полученные в школе программистов знания помогли мне повысить успеваемость в школе и сдать ЕГЭ на высокий балл.
Елизавета Караваева
МШП классное место. Я отучился тут 3 года и собираюсь вернуться сюда в роли преподавателя. Тут вас точно научат IT-шным предметам и не только (направлений очень много, от обычного олимпиадного программирования до компьютерной безопасности)
Георгий Зайцев
МШП во многом сформировала меня — как программиста и как человека. Благодаря олимпиадному отделению (Сергею Валерьевичу в частности) я — вместе с Сергеем Пучиным, Владом Семипятным и другими — всего за несколько лет продвинулся от азов программирования до уровня всероссийских олимпиад.
Аким Кумок
Больше отзывов о школе
Основные направления и языки программирования
Различия в сферах программирования (кодинга) можно сравнить с разницей в специализации врачей. Как и медик, любой программист имеет базовый набор навыков и знаний. При этом каждое отдельное направление необходимо для выполнения принципиально разных задач. Хорошая новость в том, что, в сфере программирования не так много специализаций, как в медицине.
Веб-разработчик
Пожалуй, это самое обширное и востребованное направление. А вместе с тем и простое в освоении, потому что рабочая среда поддерживает большое количество языков программирования. Веб-разработчики создают и поддерживают локальные ресурсы и сайты во всемирной паутине. Они делятся на две группы:
- Front-End – отвечают за внешнюю составляющую сайта. Сюда можно отнести технический дизайн, эргономику и функциональность для пользователей и администратора. Используют преимущественно следующие языки:
- HTML,
- CSS,
- JavaScript (JS).
- Back-End – работают с серверной частью сайта. Отвечают за хранение данных, оптимизацию и бесперебойную работу. Преимущественно работают с такими языками программирования как:
- JavaScript,
- PHP,
- Python,
- Ruby,
- C++,
- Go.
Чаще всего работодатели ищут Front-End программиста с базовым знанием в Back-End. Но здесь все зависит от сферы деятельности компании. Хороший веб-разработчик должен разбираться в обоих группах.
Android-разработчик
Занимается созданием приложений для устройств, работающих под управлением ОС Android. И это не только смартфон или планшет, но также телевизоры, автомагнитолы, ТВ-приставки и другие «умные» гаджеты для дома, вплоть до чайника или освежителя воздуха. По популярности используемые языки программирования распределены следующим образом:
- Java,
- Python,
- Kotlin.
iOS-разработчик
Как и предыдущий создает софт для умных гаджетов, но только одной компании – Apple. У Эппл своя инфраструктура устройств, которые работают на их собственной операционной системе Apple iOS. И хоть в СНГ популярность гаджетов Эппл не очень высока, во всем мире устройствами этой компании владеют примерно четверть всех пользователей. Для работы нужно освоить язык программирования Swift.
Программист Big Data (аналитик)
Аналитик Big Data владеет навыками глубокого анализа большого массива данных и средствами их извлечения. Иначе говоря, это стык двух профессий. Такой специалист занимается сбором, систематизацией и анализом данных, а также строит визуализированные модели для демонстрации управленцам. Здесь используются как специализированные языки программирования: R, Scala, SQL. Так и общие: Python, Java.
Программист нейросетей
Относительно молодое направление в программировании, но и самое перспективное. Специалисты в этой области занимаются разработкой и внедрением самообучающихся программ – нейросетей. Здесь может использоваться любой язык программирования, однако большинство предпочитает использовать Python.
Разработчик ПО для компьютера
Такие программисты занимаются разработкой программ для ПК и ноутбуков под управлением ОС Windows, Linux или macOS. Это те самые люди, которые пишут весь развлекательный или профессиональный софт. Для работы наиболее часто используют следующие языки программирования:
- С,
- C++,
- C#,
- Java,
- Swift.
Разработчик игр
Это такие же разработчики ПО, как и выше, которые занимаются исключительно производством компьютерных и мобильных игр. Для разработки консольных и ПК игр обычно используют готовую программную среду с базовым набором функций – движок, но в исключительных случаях разрабатывают и собственные решения. Востребованные языки программирования:
- C++,
- C#,
- Java,
- Unity.
Программа
Учебная программа разработана в Школе анализа данных и делится на две части, каждая продолжается один учебный год. Программу можно проходить только последовательно.
-
Знакомимся с языком, изучаем основные понятия и конструкции: переменные, условия, циклы, операторы, списки, функции.
-
Изучаем словари. Работаем со стандартной библиотекой и с внешними библиотеками. Начинаем узнавать основы объектно-ориентированного программирования.
-
Продолжаем изучать объектно-ориентированное программирование в Python. Начинаем узнавать технологии разработки программ и графические интерфейсы.
-
Четвертое полугодие«Основы промышленного программирования»
Решаем прикладные задачи, создаем приложения с разными библиотеками. Обучаем Алису, пишем чат-боты для мессенджеров и с нуля разрабатываем программы с графическим интерфейсом.
Скачать программу:
Kodu Game Lab от Microsoft
Обучение детей раннего возраста имеет свои особенности: во-первых, обучение необходимо проводить в игровой форме, чтобы ребенку было интересно воспринимать информацию. Для этого мы советуем присмотреться к специальным игровым платформам для самых маленьких программистов, например, Kodu Game Lab.
На этой игровой платформе от Microsoft ребенок сможет написать свой первый код и с помощью него запрограммировать алгоритм движения персонажей или предметов.
Так выглядит код, задающий порядок движения персонажей в игре, код использует вместо цифр предметы и стрелки клавиатуры.
Еще в игровой песочнице Kodu ребенок сможет попробовать создать простые игры вроде «Атаки клонов», «Подводного мира», «Игры в футбол».
Пример игры в Kodu Game Lab
Несложный алгоритм, понятный интерфейс, отсутствие онлайн-магазина (как следствие, необходимости покупок в игре), и чата в игре (и дополнительных переживаний по поводу агрессии от других игроков) – все это является несомненными преимуществами Kodu Game Lab.
Scratch Junior и Scratch от MIT Media Lab
Другой популярной средой для изучения программирования для детей от 6–8 лет является Scratch. Для дошкольников мы предлагаем начать изучение со Scratch Junior, для ребят 8–12 лет – приступить к программированию на Scratch.
На основе Scratch ребенок сможет начать программировать алгоритмы движения персонажей, создавать игры, в которые могут сыграть сразу несколько игроков и даже поучаствовать в международных соревнованиях по разработке игр на популярном движке.
В визуальной среде Scratch, как и в Kodu Game Lab, используется конструктор для создания алгоритма движения персонажей в игре.
Если в Scratch Junior код выглядит как последовательность действий в виде картинок, то в Scratch алгоритм уже более сложный и выглядит в виде пазла с описанием действий.
В обоих версиях Scratch есть удобное рабочее окно для создания новых объектов, а также привычные инструменты в виде графического редактора с функциями Paint, с помощью которого удобно рисовать спрайты и фон.
Рабочее окно с кодом-алгоритмом в Scratch Junior
Рабочее окно с кодом-алгоритмом в Scratch
Графический редактор в Scratch
Учебный процесс и неформальное общение
Отлично, работаем дальше!
Команда 13
Алексей Пономарев — Призер Всероссийской олимпиады
Самый милый шагающий робот
Робостанция
Еще одна фотография из серии экскурсия по офису 1С
Мороженое!
Футболка выпуска 2017
Подготовка робо-трассы
Робот на выпускном
Девушки-программисты из Иваново)
Редкие моменты спокойного Димы
Раздача слонов
Мы и Москва-Сити
Первые победители квеста
Никита просто доволен
Летняя школа 2015
Ксюша и Катя
Карта Мародеров или «Торжественно клянусь, что замушляю только шалость»
Илюша
Заслуги Владипупсика
Бывалый =)
DAD или MME
Экскурсия по офису 1С
местная валюта
Внимание! особенно сложный фрагмент кода. Школьники обступили преподавательский стол
Первая смена — 2017
Робототехника на Arduino
Общение с журналистами
Моя прелесть
Тарас или робот? Робот или Тарас?
Мы там, где нам быть нельзя
Крокодил Витя
Путешествие желтой коробки или «Бегущий Рарус»
Выпускники курса Java
Модуль 4
На фабрике мороженого с шариками))
Занятие по сборке системного блока из курса по системному администрированию
мороженое — класс!
От 7 до 11 классов
Скоростная сборка компьютера
Танчики, защита проекта, Java — 4
Так выглядит игра, созданная учениками курса по Java Модуль 1
Игра «Сапер» — выпускная работа Модуля 1 курса «Программирование в «1С»
Морской бой на Java
Викторина. Вопрос: Кто создатель языка Java
Капитан команды Дичь
Выпускной в группе програмиистов по «1С:Предприятию»
Наши наставники
Наш преподаватель С.Р.Арутюнов готовит своего ученика к итоговой защите проекта
У нас никто не остается без внимания
Первый Чемпионат 1С:Клубов Программистов по Северо-Западному региону
Команда «4 гига ума»
Наш преподаватель Д.В. Степанов, вручает первый сертификат юному программисту
1С:Клубу программистов 2 года!
День здоровья
Музей Ретро Авто
зал бункера-42 на Таганке
Награждаем наших «олимпийцев»
Новый год-2014
Готов к борьбе
Конкурс выпечки
Тематические «печеньки» на день рождения клуба
Почетный участник клуба
Главные инструменты сис.админов
3D-принтер, действующая модель 70-х годов
Цветочек, учимся обжимать провода
Экскурсия в логистический центр
Выпускники курсов системное администрирование
Экскурсия в музей техники
Шагающий робот, прототип
Планетарий
1С:Клуб программистов вместе с известным видеоблогером
Говорящий робот Теспиан
Лекция по «юзабилити»
Один из модулей суперкомьютера «Ломоносов» (МГУ)
Торжественное открытие «1С:Летней школы-2014»
Чемпион по поиску ошибок «1С:Летней школы-2014»
Только программирование может успокоить нашего «электровеника»
Программирование — увлекает по-настоящему
Презентация Факультета компьютерных наук НИУ-ВШЭ
Генерал от программирования, 18 наград
Программирование — это интересно
Девушки-программисты — это реальность
Филиал в г. Калининград
Вологодский филиал 1С:Клуба программистов
Занятия в Мурманске
Новый год, филиал в г.Костанай, Казахстан
Космический филиал
Ребята из Сумского филиала, Украина
Ждем квесты
На фабрике мороженого
Экскурсия в МФТИ
Квесты!
Ася помогает подогнать детали
Команды робототехников
Ждем торжественного открытия
Многочисленная команда из Иваново!
Награждаем победителей Открытой олимпиады!
Выбираем подарки
Смотрим в камеру!
Трудный выбор наград для победителей
Разбор задач и награждение победителей в Лектории Фирмы «1С»
Первым делом зарегистрироваться!
Наши активные волонтеры!
Debugging Duck — Символ XI Открытой олимпиады
Очередная задача в работе
Первый тур XI Открытой олимпиады
Участники XI Открытой олимпиады
Онлайн-гонки!!
Бронируем билеты в кино)
рабочий процесс
Марио
Паша и пятнашки
Презентация «космической» игры
Выпускной
Роболаборатория
Лера, Саша и какая-то женщина =)
Итоги трогательного видео
Защита, как она есть
Владимир Владимирович доволен результатами
Ваня сломан — Арина починила. Девочки такие девочки
Банда
1c_summer
«Мастер-класс» по созданию компьютерных игр
Награждение победителей Чемпионата
Можно ли учиться программированию в игровой форме?
Есть два варианта обучения детей цифровому творчеству и программированию. Первый — когда ты попадаешь в игру, где у тебя есть разные задания. В нашем случае такая игровая среда — Minecraft. В ней дети учатся программировать, создавать собственные объекты, изучают булеву алгебру и многое другое.
Другая история — когда я сам создаю свою игру. На мой взгляд, это также разновидность игровой формы обучения, ведь дети тоже погружаются в эту среду, думают, какой проект им создать, какого персонажа. На мозговых штурмах обсуждается механика и логика игры, кто будет врагом, а кто союзником, как будет выглядеть этот новый мир.
Обучение программированию в игровой форме кажется нам естественным и единственно правильным подходом, который позволяет раскрыть весь потенциал ребенка. Когда дети в школе дискриминируют синус и косинус, не осознавая, зачем это нужно, у них не складывается понимание, как эти знания применить в реальной жизни. Когда же дети могут те же знания продуктивно использовать, создавая свою виртуальную реальность, это имеет гораздо больший образовательный эффект.
Резюмируя
Чем полезны азы программирования для учеников старшей школы: выбор будущей профессии, дополнительный или основной заработок. Однако, чем могут коды помочь детям младшего возраста?
- Развитие логического и алгоритмического мышления. Геймификация образовательного процесса помогает ребенку осознавать последовательность работы программы, сайта или игры. В последствии, применять такую упорядоченность и систематичность в других сферах жизни.
- Раскрытие творческого потенциала. При создании персонажей, арт-объектов, историй и даже визуальных составляющих веб-страниц дети задействуют воображение, воплощая невероятные идеи в реальность.
- Формирования навыков решения проблем. Чтобы создать собственный продукт, нужно всегда разделять его на подпрограммы, а их – на простейшие коды. В данном случае ошибок не избежать (даже взрослые программисты-разработчики часто ищут часами пропущенную запятую). Ребенку придется постоянно переписывать код, дорабатывать и доводить его до совершенства. Такой темп работы помогает спокойно реагировать на сложности, искать корень проблемы и ликвидировать её с большим успехом.
- Совершенствование навыков коммуникации и знания иностранных языков. Исторически так получилось, что для кодирования необходимы знания английского. При написании кодов, общении с ментором и группой дети учат новые слова и термины.
И самое главное – детей обучают искусству правильно учиться. Как воспринимать информацию, упорядочивать материалы, использовать методы программирования и собственные гаджеты.
Нескольких уроков информатики и робототехники в школе часто не хватает для освоения базовых понятий программирования. Чтобы не стать пассивными пользователями, дети часто находят дополнительные ресурсы для развития самостоятельно.
Для начала детям младшего возраста нужно научиться правильно пользоваться компьютером, в чем могут помочь родители, воспитатели или учителя. В подготовленной подборке курсов онлайн есть две программы, разработанные специально для этого: цифровая грамотность Geek Brains и программирование для самых маленьких (от 3 лет).
С пониманием, как работает программное обеспечение можно переходить к другим ресурсам:
- забавные обучающие видео на ютубе;
- детские иллюстрированные книжки и учебники (например, труда Кушниренко А.Г.);
- бесплатные платформы-тренажеры: code.org, scratch.mit.edu и Kodu Game Lab от Microsoft;
- онлайн-курсы на русском языку.
Если в первых трех случаях ребенок работает полностью сам, то во втором ему помогают подготовленные преподаватели, что гораздо эффективнее. Ведь вместе с опытными девелоперами ученики получают обратную связь, проводят качественную работу над ошибками и не сходят с выбранного направления обучения.
Курсы по C#/C++ (ТОП-5)
№50. C#-разработчик с нуля от Нетологии
Цена: 89 900 рублей до сентября, 109 900 рублей — после.
Продолжительность: 8 месяцев.
Сертификат/диплом: о профессиональной подготовке.
Формат обучения: теория на вебинарах + практические задания (140 штук) + консультации наставников + сопровождение в закрытом канале Slack + ты можешь выбрать интересный тебе проект и полностью проработать его с преподавателем от начала до результата.
№49. Профессия программист C++ от GeekBrains
Цена: 84 000 рублей (2800 в месяц рассрочка), возможна скидка при единоразовом платеже.
Продолжительность: 7 месяцев.
Сертификат/диплом: сертификат + удостоверение о повышении квалификации.
Формат обучения: онлайн обучение с менторами + куча практических заданий + 3 реальных проекта в портфолио + стажировка.
№48. Профессия разработчик C# от GeekBrains
Цена: 80 000 рублей без скидки, 48 000 рублей со скидкой.
Продолжительность: 7 месяцев.
Сертификат/диплом: сертификат + удостоверение о повышении квалификации.
Формат обучения: общение с наставниками + теория + много практики + помощь с домашними заданиями.
№47. Профессия C#-разработчик от Skillbox
Цена: 148 334 рубля или 89 000 рублей со скидкой.
Продолжительность: 12 месяцев.
Сертификат/диплом: да, после защиты дипломной.
Формат обучения: теория + практические задания в удобном для ученика темпе + проработка вопросов с учителем + защита дипломной работы + вечный доступ к материалам курса.
№46. Профессия C#-разработчик от SkillFactory
Цена: 135 000 рублей со скидкой, 180 000 рублей без скидки.
Продолжительность: 12 месяцев.
Сертификат/диплом: сертификат школы после итогового проекта.
Формат обучения: теория + 230 заданий + 1 крупный проект на десктоп (итоговый) + тренажеры WF, WPF.
Kodland
Сайт: online.kodland.orgТелефон: +7 (499) 490-72-77Стоимость: по запросуВозраст: от 10 до 17 лет
Уроки в онлайн-школе программирования Kodland проходят на интерактивной онлайн-платформе. У каждого ученика есть личный кабинет с упражнениями, созданными программами и рейтингом. На платформе родители могут отслеживать прогресс ребенка.
На бесплатном индивидуальном уроке в Kodland ребенок:
Познакомится с преподавателем, онлайн-платформой и выполнит первые задания по программированию
Создаст свою первую программу, игру или сайт
Получит рекомендации от преподавателя по подходящему курсу программирования и дальнейшему развитию в сфере IT
Предлагаемые онлайн-курсы:
Проектная информатика: от презентаций до программированияДля ребят 10-11 лет
Вводный курс для начинающих пользователей компьютера. Научим правильно использовать компьютер, создавать презентации и доклады, которые понравятся любому учителю, покажем как работать в Excel и Word, а также начнем писать собственные первые программы.
Python БазовыйДля ребят 12-15 лет
Изучим основы языка программирования Python, будем использовать его для создания простых игр, текстовых программ и рисования. Применяем базовые команды и делаем первые шаги в гейм-дизайне. Результат: онлайн-игра, текстовая программа или сложный рисунок с модулем Turtle
Python ПродвинутыйДля ребят 14-17 лет
Курс для ребят с опытом в программировании или способностью к точным наукам. Полностью погрузимся в разработку игр на Python: от идеи и сюжета до механик и искусственного интеллекта в игре. В результате напишем многоуровневую игру с детальным сюжетом и хорошим дизайном.
Создание сайтовДля ребят 12-17 лет
Курс позволит совместить интерес детей к творчеству с программированием. Научим создавать сайты, работать с изображениями, элементами дизайна и графики.
Эта тема закрыта для публикации ответов.